УШАКОВА Лариса Георгиевна (1960-2020)


УШАКОВА Лариса Георгиевна (1960-2020)

Персональный сайт: http://larisa-ushakova.ru/

Живописец

4 марта 1960г.  г. Грозный, Чеченская Республика, - 29 октября 2020г., Ростов-на-Дону.
Жила и работала в городе Ростове-на-Дону.

Член-корреспондент (2012г.), академик Российской академии художеств (Южное региональное отделение, 2020г.)
Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2010г.)
Член Союза художников России (1998г.)
Академик Международной академии дополнительного образования (2005г.)
Кандидат педагогических наук

Образование: художественно-графический факультет Государственного педагогического института в Ростове-на-Дону (1982г.), аспирантурав Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина, кафедра рисунка (1991г.)

Основные произведения: «Натюрморт с айвой» (2000г.), «Зеркало. В мастерской» (2001г.), «Бабочка и виноград» (2002г.), «Сумерки» (2004г.), «Листопад» (2006г.), «Вечер на Азовском море» (2006г.), «Родительский дом» (2007г.), «Сиреневое утро» (2007г.), «Осенний день» (2009г.), «Осенний букет» (2009г.), «Осень» (2010г.), «Азовское море» (2011г.). По эскизам Л.Г.Ушаковой оформлена экспозиция музея истории и национально- освободительной борьбы (Кипр, г. Лефкара, 2002г.)

Произведения станковой живописи находятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Персональные выставки: участник региональных, республиканских, международных, зарубежных и академических выставок, региональных и международных пленэров.
Среди персональных: г.Валдай (2000г.), г.Ростов-на-Дону (2005, 2006, 2010г.), г.Волгоград (2005г.), г.Азов (2006г.), г.Москва (2010, 2011г.), г.Ставрополь, Галерея «С.Паршин» (2013г.), Российская академия художеств (2020г.)

Автор научных работ и статей в области изобразительного искусства.

Государственная и общественная деятельность:
Заведующая кафедрой живописи, графики и скульптуры ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», профессор. Под ее руководством защищено 3 кандидатские диссертации. Участвует в работе ГЭК и ГАК. Является научным рецензентом ряда диссертационных исследований по проблематике художественного образования.

Ученый секретарь Южного регионального отделения Российской академии художеств (2008г.) 

Член оргкомитета и жюри и председатель предметной комиссии Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников по комплексу предметов «Архитектура и рисунок» (2008-2014гг.)

Член оргкомитета и участник ряда региональных, республиканских и международных научно-практических конференций по вопросам художественного образования.

Государственные и общественные награды и премии:
Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2002г.)
Серебряный нагрудный знак Союза художников России «Традиции, духовность, мастерство» (2009г.)
Золотая медаль Творческого союза художников России (2010г.)
Похвальная грамота Российской академии образования (2011г.)
Серебряная медаль Международной академии информатизации «За утверждение гуманитарных начал мирового информационного сообщества» (2013г.)

Награды Российской академии художеств:
Диплом РАХ (2005г.)
Медаль «Достойному» РАХ (2009г.)
Медаль «Шувалов» РАХ (2009г.)
Золотая медаль РАХ (2011г.)


Жажда отрадного: живописец Лариса Ушакова
Лариса Георгиевна Ушакова - разносторонний мастер изобразительного искусства. Историк и теоретик художественного образования, доцент и завкафедрой изобразительного искусства Педагогического института ЮФУ. Она является знатоком и продолжателем русской художественной школы, причем такого малоизученного направления отечественного искусства как русский импрессионизм. Присущие отечественной школе реалистическая основа, крепкий рисунок, классическая композиция являются характерными для ярких импрессионистических произведений Ларисы Ушаковой.

Особая, обостренная жажда впечатлений отрадного, лучезарного, ликующего мира лета и благодатной южной осени-главные темы ее полотен. Произведения художника объединяют пленэрный характер, стремление передать свет и воздух, преображающие предметный мир, любовь к фактурности красочной поверхности холста, к самому мазку кисти, ко всему, что позволяет раскрыть чувства и переживания увиденного. Тонкие нюансы и блики света, яркая гамма красок в картинах Ушаковой являются средствами выражения эмоционального переживания напоенного солнцем пространства. Коллизия двух жанров-пейзажа и натюрморта-особенно притягивает в таких щедрых по колориту и эмоциональному состоянию произведениях, как «Натюрморт с арбузом», «Яблоневый сад», «Весна пришла», «Натюрморт с яблоками и жасмином». В каждом натюрморте сквозные лучезарные фоны поддерживают звучность цвета в пространстве. На первый взгляд, изображение кажется фиксацией мгновенно увиденного и сразу схваченного художником явления. Этим и создается ощущение жизненности. Картины полны внутренней динамики, несмотря на кажущееся состояние покоя. Это достигнуто выбором точки зрения и композицией. В таких знаковых вещах, как «В мастерской», «Сирень», «Яблоки и виноград», «Натюрморт с айвой и китайской чашкой», «Шиповник», диагонали развития композиций акцентируют белые скатерти и салфетки старинного шитья, определяя торжественное, праздничное начало произведений. Сквозной пространственный характер фона не нарушает целостности образов. Случайно брошенные на стол ножи, будто катящиеся плоды, листья, слетевшие на стол по дуновению ветерка, отражают состояние сиюминутного, переживаемого вместе со зрителем впечатления.

Выбор точки зрения приобретает решающее значение в произведениях, где яркий жизненный фрагмент преображен в одухотворенный образ бытия. Ушакова стремится к передаче случайно схваченного с натуры момента, и это особенно заметно в лирических натюрмортах и пейзажах. В таких напоенных грустью и любовью к старому Ростову и донской природе произведениях как «Цветет акация», «Дворик. Осень», «Зимний день», «Стожок», «Осень в Пухляковке», раскрывается глубокое поэтическое дарование мастера, способность в простом мотиве передать авторское переживание.

Необходимая композиционная слаженность не построена специально. Закономерность, уравновешенность найдены в самой натуре и, как у Поля Сезанна, имеют динамику центробежных и центростремительных сил. Объединяющим началом является ракурс, соподчиняющий предметы и формы. Динамичные композиции с необычным ракурсом, лепка формы цветом восходят к живописным традициям великих русских мастеров Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Владимира Машкова, Петра Кончаловского. Жизнеутверждающее начало произведений Ушаковой, энергия любви и добра притягивают зрителей, приносят общественный успех. Неслучайно ее имя внесено в единый международный рейтинг художников-известных мастеров ХVIII- ХХ вв., а многие произведения приобретены музеями и частными собраниями Греции, Германии и других стран Европы.

С 2005 года Лариса Ушакова успешно участвует в Передвижных выставках Российской академии художеств. Главной задачей этой акции является выявление одаренных молодых авторов, лучших профессиональных мастеров России. В результате ряд работ Ушаковой «Натюрморт с айвой», «В мастерской. Сумерки», «Бабочка и виноград», «Дворик. Осень», «Зеркало. В мастерской» отмечены серьезной профессиональной наградой-дипломом Академии художеств.

В 2006 году на «Пятой международной биеннале современного реалистического искусства» Лариса Георгиевна представляла живописное искусство донского края, а в 2007 году участвовала в итоговой «Выставке дипломантов и медалистов Российской академии художеств», посвященной 250-летию РАХ. Нельзя не отметить произведения, показанные на этой выставке. Это масштабные и емкие по образному обобщению картины «Вечер на Азовском море», «Георгины» и «Листопад». Кажется, душа художника парит над великолепием чарующих красок природы и дарит яркому и щедрому миру уходящей осени элегическую песнь любви.

… Неповторимая творческая индивидуальность Ларисы Ушаковой определена жаждой отрадного в искусстве, способностью в самом простом мотиве увидеть и открыть зрителю хрупкий и божественно прекрасный мир человека и природы.

Ирина Гуржиева, искусствовед
Hi/ июль-август/ 2007, с. 104-106



Возврат к списку

версия для печати