ВОЛОКИТИНА Ольга Викторовна
График
Родилась 2 декабря 1967 года. Живет и работает в Москве.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение графики, с 2012г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2017г.)
Член Московского союза художников (1999г.)
Член Творческого союза художников России (2005г.)
Член Международной федерации художников (2005г.)
Почётный деятель искусств г. Москвы (2011г.)
Образование: МГАХИ им. В.И.Сурикова (1993г.), мастерская профессора В.Н. Забелина
Основные произведения: Иней (2003, бумага, акварель, 50х73); Мать-и-мачеха цветет (2005, бумага, акварель, 99х61); Осень (2005, бумага: акварель, 76х51); Аллея в старой усадьбе (2005, бумага, акарель, 76х105); Молодая зелень (2007, бумага, акварель, 46х55); Первый снег. Переход (2008, бумага, акварель, 65х100); Волшебное место (2010, бумага, акварель, 76х103); Северные колокольчики (2010, бумага, акварель, 65х102); Затопленный лес (2010, бумага, акварель, 105х66); Луна в весеннем саду (2016, бумага, акварель, 100х64).
Произведения находятся в собраниях Государственного музея Л.Н. Толстого (Москва), Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Александровского художественно-краеведческого музея, Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, Объединения «Новомосковский историко-художественный музей», Музея истории города Обнинска, Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи, Ульяновского областного художественного музея и других музеев.
Участник выставок с 1993 года. Постоянный участник передвижного регионального проекта «Мастер и ученик» Школы и Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Педагогическая деятельность: преподаватель (с 1999г.), доцент (с 2012г.) Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Общественная деятельность: организатор и участник более 45 мастер-классов в рамках мероприятий Школы и Академии акварели Сергея Андрияки; участник разработки образовательных программ и программ курсов повышения квалификации педагогов ДХШ и ДШИ и организатор методических художественных выставок Академии акварели и школы акварели Сергея Андрияки; член редколлегии научно-методического журнала «Secreta Artis» (с 2012г.); участник и организатор Международной научно–практической конференции «Современное художественное образование» (с 2015г.); член жюри Московских, региональных и всероссийских художественных конкурсов.
Государственные награды: Благодарность министра культуры РФ за высокие достижения в художественно-педагогической деятельности (2015г.).
Общественные награды: бронзовая (2005г.) и серебряная (2012г.) медали Творческого союза художников за вклад в отечественную культуру.
Награды РАХ: Благодарность РАХ (2017г.)
Ольга Волокитина — русский художник, и на ее творчество не могла не оказать влияние поэтика великого русского певца природы И. Шишкина. Шишкинское вглядывание в каждый листок и хвоинку, умение ювелирно их запечатлеть, способность увидеть в них тайну сотворения мира — эта традиция вошла в опыт современного художника. Волокитина изучала анатомию растений в московских парках, даже в этом есть совпадение с Шишкиным, рисовавшим в Сокольниках. Но и с шишкинскими рисунками из Братцева, и с «Гурзуфскими скалами», и с «Сосной на Валааме», «Деревьями у ручья на реке Кастель» также можно найти параллели в работах Волокитиной. Великий мастер пейзажа любил угадывать по изображениям породу растений, и в волокитинских акварелях каждая травинка узнаваема. Но есть и более глубинная связь. Именно шишкинские «рисованные картины» утвердили Волокитину в правомерности существования «акварельной картины» этюдного характера. Есть, конечно, существенное отличие шишкинского метода от манеры Волокитиной. Естествоиспытательский интерес Шишкина гораздо более последователен, нежели у Волокитиной. В ее мхах, осенних листьях, жухлой траве даже неспециалист, конечно, узнает изображенный вид, но это не результат ботанического интереса художницы, а следствие верности натурному наблюдению. Особенность поэтики ее работ в ином. Помимо традиций ботанических рисунков XVIII века, графического опыта Дюрера, «рисованных картин» Шишкина, Волокитина оказывается причастна к традиции классической русской литературы — ее интереса к малым мира сего, будь то маленький в социуме человек или былинка в лесу. В деталях природного ландшафта художница видит красоту всего сущего и прочитывает частную судьбу в общем ритме жизни, видит и проявление общих закономерностей жизни в отдельном явлении. При этом она умеет создать очень деликатный переход от лирических интонаций к мировоззренческим размышлениям о жизни и смерти, об угасании и возрождении природы, о смене поколений, о грядущей новой жизни.
Азиза Гусейнова.Журнал Российской академии художеств «ACADEMIA», №11, 2012, с. 120-121
версия для печати