МУРАДОВА Наталья Владимировна


МУРАДОВА Наталья Владимировна

Художник декоративного искусства, мастер художественного текстиля. Персональный сайт: muradova-art.tilda.ws
Родилась 10 октября 1946 года в Лодзи, Польша. Живет и работает в Москве. 

Член-корреспондент (2010г.), академик Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, 2020г.) 

Народный художник Российской Федерации (2008г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1999г.)
Член Московского Союза художников (1982г.)
Член Союза художников СССР (1982г.), России (2019г.)
Член Ассоциации художников декоративных искусств (АРХДИ, 1993г.)
Член Всеевропейской Ассоциации художников Текстиля (ETN, 1994г.)
Член Международной текстильной Ассоциации США (Friends of Fiber Art International, 1995-2005гг.)

Образование: Московский текстильный институт (1971г.), педагог - В.Н. Козлов, диплом выполнен на шелковом комбинате «Красная Роза» (Москва) под руководством Н.М. Жовтис.

Основные произведения: рисунки для оформления тканей в текстильной промышленности Советского Союза (1970-1980гг.); роспись «Огни новостроек» (1984г., холодный и горячий батик на крепдешине, собрание Всероссийского музея декоративного  искусства); оформление сцены (занавес и задник) для Дворца культуры завода Прогресс в Куйбышеве (1987г., около 300 кв.м); занавес для вновь построенного Русского Драматического Театра в городе Бельцы, Молдавия (1988г., около 200 кв.м); большой антрактно–раздвижной занавес «Жар-птица» для Филармонии города Брянска (1989г., 500 кв.м в авторском исполнении); «Дворцы Подмосковья» (1993г., роспись по шелку, 400х150 см, собрание Всероссийского музея декоративного искусства); серия гобеленов для оформления интерьеров Государственной Третьяковской галереи «Три века русской культуры» (1994г., шерсть, классическое ткачество, 3х2 м) - первый этаж «Парк. XVIII век», второй этаж «Дворянское гнездо. Литература. XIX век», третий этаж «Окно поэта XX век»; проект оформления Резиденции Президента РФ в московском Кремле (1995–1996гг.) - гобелены «Сияние Москвы» (шерсть, классическое ткачество, 50 кв.м), «Герб» для зала Совета Безопасности (ткачество, золотое шитье, 30 кв.м), настенное панно для Приемной Президента РФ в авторской росписи по ткани, занавес для внутреннего камерного Театра (роспись, вышивка, 60 кв.м); текстильная композиция «В остатках сна рождалась явь…» (1996г., роспись, ткачество, шитье, все виды нитей и тканей, авторская техника 300х300 см, собрание музея «Arts & Desin» в Нью-Йорке); «У каждого свой город» (1997г., роспись, шитье 200х180 см, частная коллекция США); проект оформления интерьеров Нового и реконструированного зданий Верховного Суда РФ в Москве (1997–1998гг., 2000–2008гг.) - гобелены «Гербы России» (8 шт., классическое ткачество, общая площадь 24 кв.м), «Равновесие» (20 кв.м), «Время» для библиотеки ВС РФ (20 кв.м) и др.; оформление сцены Актового зала в здании Верховного Суда РФ в Москве (2002г., 200 кв.м); «Книга не умрет. Роман будет прочитан» (2004г., 200х300 см, импровизации с тканью); три гобелена для частного дома «Венецианский карнавал» (2010г., около 15 кв.м); «Ужас и восторг великого города» (2011г., авторская техника, 4х5 м); «Непрочный памятник мгновенью» (2013г., 3х3 м);  выставочное панно «Русский занавес» (2022г., печать, роспись, шитье, коллаж, 3х4 м); серия из 3 панно на японскую тему «Лепестки нам ветру» (2022г., авторская техника, 250х150 см).

Автор монографии «Лепестки» (2016г., издательство «Слово», Москва), книги об искусстве художественного текстиля «Лоскуты разорванного времени и живописные заплаты чувств» (2021г.). Автор статей в журналах «Собрание. Искусство и культура», «Декоративное искусство» и коллективных монографиях, издаваемых Российской академией художеств.

Произведения находятся в собраниях Российской академии художеств (Москва), Всероссийского музея декоративного искусства (Москва), Музея гобеленовой мануфактуры Бове в Обюссоне (Франция), музея «Arts & Design» в Нью-Йорке (США), а также в частных коллекциях Америки, Японии, Норвегии, Австралии, Италии.

Участник московских, всероссийских, международных выставок с 1978 года. Основные персональные выставки: Галерея «К-16» в Алезунде (Норвегия, 1992г.); Галерея Миллера в Цинциннати (США, 1993г.); Всероссийский музей декоративного  искусства (Москва, 1994, 2014гг.); Галерея Райдер Университета в Нью-Джерси (США, 1999г.); галерея «Романовъ» в Москве (2006г.); атриум «Школы Драматического Искусства» (Москва, 2011, 2021гг.); «Зрелища и звуки» в Музее-усадьбе Муравьёвых–Апостолов (2016г.); «Свет и Цвет» (2012г.), «НИТИ. Простые и вечные. Тонкие и неразрывные» (2018г.), «Материя. Земная и небесная» (2023г.) в Российской академии художеств.

С 1996 года является постоянным куратором–консультантом крупнейшего в мире смотра Современного художественного текстиля «International Triennale of Tapestry in Lodz» в Польше (с 1996г.).

Педагогическая деятельность: член Государственной экзаменационной комиссии по защите дипломов в Московской художественно-промышленной академии художеств имени С.Г. Строганова (с 2019г.). Автор лекций о русском искусстве в рамках выставок, симпозиумов, круглых столов, а также мастер-классов для студентов.

Государственные и общественные награды: Премия Московского Союза Художников «За лучшую работу года» (1987, 1988, 1989гг.); Медаль Администрации Президента РФ «Участнику строительства Резиденции Президента РФ в Московском Кремле» (1996г.); Медаль Московского Союза Художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2013г.); Премия «Инновация» за работу «Воспоминания и мечты» II Триеннале современного гобелена в Царицыно (2013г.); Почетный знак Ассоциации декоративных искусств «За заслуги в творческой деятельности» (2014г.); Медаль «За служение искусству» Международный выставочный проект Союза Художников России (2020) и другие многочисленные дипломы, благодарности, почетные грамоты.

Награды РАХ: Серебряная медаль «Достойному» (1999г.); Благодарность РАХ за выставку во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве (2014г.); Медаль «Достойному» (2016г.); Золотая медаль РАХ (2018г.); Медаль «За заслуги перед Академией» (2021г.).


«Диалоги Натальи Мурадовой»
Гобелены Мурадовой неизменно появляются на выставках, поэтому может показаться, что ее творчество на виду. Красивые, богатые по цвету и фактуре панно всегда задают даже большим выставкам высокий уровень мастерства, профессиональной культуры.
Но даже и эта представительная выставка в залах РАХ («Свет и цвет. Текстильные истории и образы в стекле» 27.11 -16.12. 2012 года) не дает полного представления о творчестве автора. За пределами экспозиции остаются гобелены, созданные для интерьеров Государственной Третьяковской Галереи, Резиденции Президента Российской Федерации в Московском Кремле, Верховного суда РФ на Поварской.
Ее работы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, музее знаменитой французской фабрики гобеленов в Обюсоне, «Нихон Вог» в Японии. Большая программная работа «В остатках сна рождалась явь» включена в постоянную экспозицию музея «Arts and Design» в Нью-Йорке. 
И тем не менее благодаря ей открылся художник такой индивидуальной эстетики и, что особенно привлекает, этики творчества, таких художнических устремлений, далеких от стратегий мейнстрима и в то же время таких насущных для искусства, что выдвигает ее в число творцов, которые программируют художественную практику, предвидят новые запросы общества.
Для тех кто любит живопись, автор дает радость встречи с тончайшими градациями цвета, любители рукодельного петчворка оценят сложность текстильных инкрустаций, знатоков графики привлечет изысканность рисунка, театральный зритель, возможно, узнает руку, создавшую 17 театральных занавесей.  
Сложная поверхность панно-это уплотненная структура из многих составляющих, она подобна поэтической речи, которая из общеупотребительных слов творит образную концепцию. Фрагменты живописи, реальные предметы, буквенная графика, вышивка, гобеленовое ткачество, стеклярус, кружева впаяны в поверхность панно так тесно, что переход от одного материала к другому обнаруживается только как ритмика строф. То есть сложная фактура панно — продукт не только художнического творчества, но и ремесленного упорного труда с необходимостью преобразовывать, преодолевать вещество материала, с радостями делания, неожиданными импровизациями, тактильным произволом руки. 
И этот процесс увлекает Мурадову не менее, чем поиск идеи образа, композиционных решений. Ремесленная рукодельная работа также входит смыслообразующим компонентом в произведение благодаря высочайшему мастерству.

Ада Сафарова. Журнал «Декоративное искусство», 2013.





Возврат к списку

версия для печати