ФЕДОРОВ Ревель Федорович (1929-2022)
Живописец
29 декабря 1929 г., деревня Большие Чаки Чувашской Республики - 30 октября 2022 г. Жил и работал в Чебоксарах.
Академик Российской академии художеств (Отделение Поволжья, с 2009г.)
Член Президиума Российской академии художеств (2013-2017гг.)
Член Союза художников России (с 1992г.)
Действительный член Инженерно-технологической академии Чувашской Республики (с 1995г.)
Действительный член Чувашской национальной академии наук и искусств (с 1996г.)
Академик Международной академии и информатизации (с 1999г.)
Академик Петровской академии наук и искусств (с 1999г.)
Почетный доктор Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова (...г.)
Почётный гражданин Чувашской Республики (...г.)
Образование: Харьковский государственный художественный институт, руководитель – заслуженный деятель искусств Украины, профессор В.Ф. Мироненко (1963г.).
Основные произведения: «Песня» (1971г.), «Валентина с любимым пекинесом» (2000г.), «Девочка с бегущей собакой» (2002г.), «Антигона» (2003г.), «Портрет девушки в желтом» (2005г.), «Валентина Родионова». (2007г.), «Приход кентавра на свадьбу» (2008г.), «Я-Эрьзя» из цикла «Вехи истории как живые раны России» (2012.), «Чтобы слышать трав прозябание» из цикла ««Вехи истории как живые раны России» (...г.).
Произведения представлены в собраниях Государственного Русского музея, Чувашского государственного художественного музея, Московского музея современного искусства, Харьковского государственного художественного музея, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, Новочебоксарского художественного музея (Республика Чувашия), Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса (Республика Мари Эл), Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» (Нижегородская область), Художественной галереи г. Ядрина (Чувашская Республика).
Участник художественных выставок с 1956 года.
Государственная и общественная деятельность: депутат Верховного Совета Чувашской АССР (1985-1990); секретарь правления Союза художников РСФСР (1987-1991гг.), России (1993-2010гг.); президент Ассоциации народных промыслов и художественных ремёсел (1997г.); член Общественного Совета при Министерстве культуры Чуваши (с 2017г.).
Педагогическая деятельность: профессор кафедры живописи изоискусства Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (1995-2001гг.).
Государственные и общественные награды: Медаль «За доблестный труд» В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970г.); Почтенная Грамота ЦК ВЛКСМ (1978г.); Почетная Грамота Президиума Верховного Совета ЧАССР (1979г.); Лауреат Государственной премии Чувашской АССР (1986г.); Медаль «850 лет г. Москвы» (1997г.); Медаль Министерства образования «Почетный работник Министерства образования РФ» (2002г.); Премия им. П.Е. Егорова Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики (2002г.); Лауреат Государственной премии Чувашской Республики (2003г.); Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004г.); Памятная медаль энциклопедии «Лучшие люди России» в номинации «Цвет Российской культуры» (2006г.); Лауреат конкурса Приволжского федерального округа «Золотая палитра» (2007г.); Орден «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2009г.); Золотая медаль «За мастерство» Международного фонда «Культурное достояние» (2010г.); Золотая медаль ВТОО «Союз художников России» «Александр Иванов» (2015г.); Орден Международного союза общественных объединений «Великого Войска Донского» «За заслуги перед казачеством» (...г.); Золотая медаль Всероссийского «Союз художников России» им. В.И. Сурикова (...г.); Памятная медаль «100-летие образования Чувашской автономной области» (2020г.).
Награды Российской академии художеств: Медаль «Достойному» (2002г.), Золотая медаль (2003г.), Орден «За служение искусству» (2014г.).
Творчество Ревеля Федорова – это путь философского познания мира, проникновения в глубинные тайны человеческого существования. При этом художник далек от сугубо умозрительного способа постижения действительности. В его картинах, насыщенных метафорами и символами отчетливо проступают реалии современной жизни. Масштабность художественного видения мира чрезвычайно ярко проявились в программном полотне Ревеля Федорова «Антигона». Здесь тесно слились античный миф и современная трагедия Югославии, выразившаяся в столкновении разных вероисповеданий. Самостоятельные пространственные и временные пласты картны объединены круговой композицией, в которой настоящее время уходит в прошлое и устремляется апокалипсическим предупреждение в будущее, наполняя новым смысл миф об Антигоне.
Произведения Р.Федорова густо насыщены символами, но это не набор абстрактных знаков и схем которые он призывает нас разгадать. Пред его картинами зритель ощущает истинное эстетическое наслаждение.
Одна из особенностей творческой манеры художника – смешение жанров: элементы портрета, пейзажа или натюрморта объединяются в одном произведении. Этот стилистический прием дает наглядное представление о гармонии всего мироздания. Так, в картинах «Девочка с бегущей собакой», «От скитов и погостов к храму», «Валентина с любимым пекинесом» художник изобразительными средствами показывает симфоническое единство человека с окружающим миром.
При всей своей тяге к философским, даже вселенским обобщениям Ревель Федоров был и оставется национальным художником. Его творчество дало начало новому направлению в чувашской живописи, которое стремится объединить выразительные средства народного искусства с достижениями мировой живописи и расширить «национальную» тематику до пределов общечеловеческих.
Осмысляя миф о Сизифе, А. Камю заметил: «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека». Для Ревеля Федорова борьба за вершину продолжается. Непрестанное движение вперед, поиск новых форм отображения многогранного мира – вечная плата художника за творческий дар и вечная его награда.
Из энциклопедии «Лучшие люди России». Выпуск 9. стр. 439.
версия для печати