ТАЛАЩУК Алексей Юрьевич
Живописец, график, мастер художественной эмали.
Родился 15 июня 1944 года в Ровенской области, Украина. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2012г.)
Народный художник Российской Федерации (2002г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (1995г.)
Член Союза художников России (1975г.), международной эмальерной ассоциации Creativ-Kreis International (CKI, 1990г.), Российской академии естесственных наук (2004г.)
Профессор (... г.)
Образование: Иркутской художественное училище (1964г.), Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (1972г.), мастерская П.Д. Бучкина, А.А. Казанцева.
Профессиональная и педагогическая деятельность: художник-монументалист в Братске (1972-1980гг.); сотрудник Ленинградского художественного фонда (1980-1985гг.); преподаватель (1985-2014г.), ректор (1994-2009гг.), президент (2009-2014гг.), советник по творческим вопросам (с 2014г.) Санкт-Петербургского государственного художественно-промышленного училища им. А.Л.Штиглица; директор центра творческих проектов, и.о. заведующего кафедрой дизайна рекламы Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (с 2014г.).
Работает во всех жанрах и техниках живописи, занимается художественной эмалью, графикой, акварелью, монументальной росписью. Основные произведения. Работы в области живописи: «Гладиатор» (2011г., холст, масло, 80х100); «Бумеранг. Возвращение». (2018г., холст, масло, 70х75); «Ночной улов» (2019г., холст, масло, 80х100). Работы в области графики: «Рождество» (1995г., бумага, акварель, 75х100); Исход. (2001г., бумага, акварель, 100х120); «Из детства» (2006г., бумага, акварель, 80х100); «Эра Водолея» (2013г., бумага, акварель, 85х105); «Детство. Разбег» (2018г., бумага, акварель, 85х105); серия «Эпоха шестого солнца» (2018г., бумага, смешанная техника). Автор монументальных проектов росписи в Братске, Кирово-Чепецке, Димитровграде (….гг.).
Станковые произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Сергиево-Посадского музея-заповедника, Государственного музея искусств им. А.Кастеева (Казахстан), Музея эмали Барселоны (Испания), Музея эмали Кечкемета (Венгрия), Музея современной эмали Химмерода (Германия), а также в частных собраниях Испании, Венгрии, Швеции, Финляндии, Японии, Аргентины, Италии, США.
Персональные выставки прошли в музее СПГХПА (Санкт-Петербург, 1996г.), в галерее «Гильдия мастеров» (Санкт-Петербург, 1998, 1999гг.), в залах Союза дизайнеров (Санкт-Петербург, 1999г.), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2001, 2014гг.); в залах Российской академии художеств (Москва, 2007, 2024гг).
Общественная деятельность: член общественной палаты при губернаторе Санкт-Петербурга (…..гг), член градостроительного Совета Санкт-Петербурга (…..гг).
Государственные и общественные награды: Премия правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства (2007г.); Орден «Звезда Вернандского» I степени (РАЕН, 2007г.); Орден «Георгия Победоносца» II степени (….г.), Золотая медаль ТСХР (...г.), Диплом Петра Великого (РАЕН,...г) и другие.
Награды РАХ: медаль «Шувалов» (2024г.), Золотая медаль (... г.), дипломы РАХ (... г.)
«Алексей Талащук – постоянство памяти»
В его многосложном творчестве рельефно обозначаются те изобразительные качества и свойства, которые Вячеслав Иванов называл реалистическим символизмом – откровением того, что художник видит как реальность в кристалле низшей реальности.
Избегая умозрительных схем и априорных логических идей предшествующих пластическому импульсу, повинуясь только смутным, но неотразимым предчувствиям, он погружается в стихию материала, где, подчиняясь авторской воле, акварель достигает благородной силы масляной живописи, бумага – плотности и звонкости меди, а сумрачное мерцание эмалевых красок вспоминает о средневековых витражах. В этой стихии он может оставаться сколь угодно долго, дожидаясь того почти невозможного мгновения, когда в безостановочное медитативное созерцание каким-то чудом прольется все одухотворяющий неизреченный свет.
И тогда, как в алхимической лаборатории, из глубины визуально-доступной или незримой действительности, из прихотливой соразмерности линий, затаенной цветовой массы-предформы, из глубины пространства- времени и личного опыта-переживания начинают проступать изначальные символические смыслы странных образов-видений: завораживающего «Лунного сияния» и «Золотого вечера», безмолвного «Вечернего покоя» и бредущего к храму «Странника», вечной «Встречи» и «Вечного колокола».
Обретая очевидную, при всей своей эзотерической загадочности, явленность, образы эти, как кусочки драгоценной смальты, вновь и вновь вплетаются в мозаичные метаморфозы бытия, открывая в нем архетипическое постоянство памяти, свойственное подлинному мифотворчеству.
Владимир Леняшин, академик РАХ.
Иллюстрация в тексте: А.Ю. Талащук на открытии персональной выставки в залах Российской академии художеств в 2024 году. Фото: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.
версия для печати