ПЕТРОВ Константин Витальевич


ПЕТРОВ Константин Витальевич

Живописец, график.
Родился 7 ноября 1964г. в г. Смоленске. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (2007г.), академик Российской академии художеств (Отделение графики, с 2009г.)
Член Президиума РАХ (2014г.), начальник Управления по работе с регионами РАХ (с 2023г.)

Заслуженный художник РФ (2004г.), Народный художник Российской Федерации (2017г.)
Член Творческого Союза художников России (1995г), Московского Союза художников (1995г.), Союза художников России (1999г.), почетный член Союза художников города Астаны (2022г.)
Доцент (2005г.)

Образование: Московская средняя художественная школа (1983г.); Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова (1991г.), где учился у проф. Н.А.Пономарева, Б.А.Успенского, А.Б.Якушина; стажировка в Академии художеств г. Карлсруэ (Германия, 1990г.); художник-стажер Творческой мастерской графики РАХ в Москве (1996–1998гг.) под руководством А.Д.Шмаринова.

Основные произведения: живописные серии «Портреты» (1991г.), «Испания» (1992-2003гг.), «Натюрморты» (1993-2019гг.), «Переславль-Залесский» (2004-2022гг.), «Дербент» (2010г.), «Кострома» (2022г., холст, масло), «Монах» (2023г., холст, масло), «Май» (2023г., холст, масло), «Раздумья. Ковчег» (2024г., холст, масло) и другие.

Произведения находятся в собраниях Государственного музея искусства народов Востока (Москва), Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Чувашского государственного художественного музея (Чебоксары), Амурского областного краеведческого музея им. Г.С.Новикова-Даурского (Благовещенск), Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Государственной галереи имени А.А. Кадырова (Грозный), Переславского музея-заповедника, Смоленского государственного музея-заповедника, Калужского музея изобразительных искусств, Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова (Пятигорск), Музея русского современного искусства Лю Минсю (Харбин, КНР), Художественного музея г.Сиань (КНР).

Постоянный участник общероссийских и международных выставок с 1989г. Один из организаторов и постоянный участник межрегиональных академических проектов «Живописная Россия» и «Красные ворота. Против течения». Персональные выставки прошли в залах Российской академии художеств (Москва, 2009, 2014, 2024гг.), Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова (Пятигорск, 2011г.), Калужском музее изобразительных искусств (2015г.), Национальной художественной галерее «Хазине» ГМИИ РТ (Казань, 2016г.), Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева (2018г.), Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (2018г.), Смоленском государственном музее-заповеднике (2020г.), Туристском информационно-выставочном центре Орловской области (Орёл, 2023г.) и др.

Педагогическая деятельность: прочел лекционный курс по истории искусств в ряде учебных заведений Испании (1992-1996гг.); преподаватель живописи и рисунка в Университете г. Паймио (Финляндия, 1993-1996гг.), в Московском художественно-педагогическом колледже технологий и дизайна (1998-2000гг.); доцент МГАХИ им. В.И.Сурикова (2005гг.) и РГХПУ им. С.Г.Строганова (2011гг.); профессор Государственного института кино и телевидения (с 2015г.).

Общественная деятельность: вице-президент Творческого союза художников России (с 1999г.); член экспертного совета Студии художников им. В.В.Верещагина МВД России (с 2015гг).

Профессиональная деятельность: начальник Управления по работе с регионами Российской академии художеств (с 2023г.).

Государственные и общественные награды: Гран-при 8-й международной бьеннале в музее изящных искусств г. Тайбэй (Тайвань, 1997г.), Медаль «200 лет МВД России» (2003г.), Медаль «За боевое содружество» (2004г.), Орден Дружбы (2011г.), почетные грамоты Военной академии МО РФ (2013г.) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (2015г.), Благодарность Министерства внутренних дел РФ (2019г); медаль «Ветеран труда» (2019г.), медаль «За укрепление таможенного содружества» Федеральной таможенной службы РФ (2022г.), Золотая медаль ТСХР (...г.), медаль МСХ «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (...г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (2003г.), Золотая медаль РАХ (2010г.), Медаль «Достойному» (2014г.), Медаль «За заслуги перед Академией» РАХ (2020г.), Медаль «Шувалов» РАХ (2021г.), Дипломы РАХ (1996, 2003, 2016, 2022гг.), Благодарность РАХ (2017г.).


Аура творчества окружала Константина Петрова с юных лет, судьбой была предначертана ему профессия художника. Его отец, блестящий график Виталий Натанович Петров-Камчатский привил сыну любовь к искусству, своим примером учил понимать и ценить красоту окружающего мира, терпеливо и ответственно относиться к своему делу. Природная одаренность, домашняя среда изначально создали предпосылки и условия выбора Константином своего жизненного кредо. Он успешно закончил обучение в Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова, получив основательную профессиональную подготовку. Затем он прошел стажировку в Германии, в Академии художеств в городе Карлсруэ и наконец, завершил учебу в творческих мастерских Российской академии художеств, стал членом Творческого Союза Художников России.
Константин Петров рано заявил о себе как самобытный мастер, обладающий собственным образным видением и изобразительным языком. Уже тогда сложились его эстетические предпочтения и выразительные особенности палитры. Несколько лет Константин Петров провел в Испании, где также многому научился. Здесь расширился его кругозор, появилась большая свобода самовыражения. Европейский опыт, обретенный им в Германии и Испании позволяет ему, не отрываясь от традиций национальной художественной школы, более строго и избирательно относиться к своей творческой работе. Он пробует себя в разных техниках, видах жанрах искусства, отдавая предпочтение станковым формам, уникальной графике и живописи. Излюбленными материалами художника являются акварель и пастель, в которых он чувствует себя наиболее раскрепощенно, легко и свободно. Определяются жанровые приоритеты, — пейзаж и натюрморт, хотя он своеобразно и ярко заявляет о себе и в портрете, о чем свидетельствуют психологические, острые работы в этом жанре, такие как «Портрет отца» (2005), «Художник и модель» (2006), «Николай» (2003)…
Он много ездит по стране, путешествует за рубежом, постоянно оттачивая профессиональное мастерство, обогащая творчество новыми, порой, неожиданными впечатлениями, открытиями, образами. В его искусстве появляется особая стильность, которая проявляется в легкости, определенной эмоциональной искренности, что проявилось и в пейзажах, и в жанровых мотивах последних лет. Акварели Константина Петрова обладают некой романтической призрачностью, при всей узнаваемости конкретных мест, где они были написаны. Работам в этой технике свойственна особая прозрачность с налетом сфуматто, придающим им удивительную эмоциональную интонацию и музыкальность. Полифония звучания здесь в них рождается, не благодаря некой многокрасочности, а вопреки ее, за счет, возможно, спонтанного варьирования умышленно ограниченным диапазоном трех, четырех цветов, их тональных отношений. Наиболее эта особенность палитры Константина Петрова заметна в натюрмортах. Выдающийся историк и теоретик искусства Борис Робертович Виппер писал в своем раннем труде: «... в наше время и жанр, и портрет, и пейзаж стали понимать натюрмортно, натюрморт превратился в особое мироощущение». И вот это «особое мироощущение», мировосприятие пришло в творчество Петрова. Конечно, оно появилось неслучайно, возникло не беспочвенно. Очевидно, ему предшествовало интуитивное постижение уроков старых европейских мастеров, «малых голландцев», Сурбарана, Шардена... На первый взгляд, натюрморты Константина Петрова довольно немногословны, скромны по предметному ряду, даже абстрагированы, но в них есть резкая притягательность и молчаливая, созерцательная содержательность и в этом тоже проявляется уже подчеркнутая «стильность», которая отличает, делает оригинальным искусство Константина Петрова.

А.И. Рожин

Константин Витальевич Петров работает в разных техниках и жанрах, но акварель и именно пейзаж в его творчестве представляет собой отдельное направление пристрастий и предпочтений художника.
В творчестве К.В. Петрова нашёл отражение колорит разных стран, образы разных городов. Петров постоянно совершает творческие командировки, имеет плотный график выставок. Пытливый зритель откроет для себя в многообразии пейзажей, созданных художником за десятилетия творчества, графические произведения посвящённые России, Испании, Греции, Словакии, Турции и др. Отдельный блок работ представляют пейзажи Москвы, Новосибирска, Сочи, Дербента и др. Отрадно, что большая часть пейзажей К.В. Петрова посвящена красоте русской земли и малым русским городам: Переславль-Залесский, Боровск, Ярославль, Воронеж и др. Художник замечает, что именно в таких местах сохраняется, словно дыхание души, тонкий поэтичный образ места, который нетронут суетой повседневной жизни. В пейзажах Петрова отсутствует стаффаж – его пейзажи это, скорее, именно «образы» тех мест, где побывал художник. Им свойственна лёгкость, прозрачность и некая эфемерность, они проникнуты тишиной, спокойствием и как говорит сам К.В. Петров «любованием Божьего мира». Удивительно, что такой характер произведений сочетается с присущими картинам Петрова свойствами обобщения, динамичными ракурсами, неожиданными цветовыми сочетаниями. Часто Петров прибегает к приёму передачи впечатления через ощущение цвета – например, впечатление свежести сильного дождя. У каждого художника всегда своя цветовая палитра – для К.В. Петрова свойственна холодная гамма оттенков. Художник предпочитает звонкую холодноватую гамму чистых цветов, сочетает нежно голубые и сиреневые, бирюзовые, розовые, жёлтые, охристые, голубые и зелёные оттенки. Среди произведений Константина Петрова есть работы решённые только оттенками прозрачных серых тонов. Виртуозно подобранная художником партитура цветовых отношений выстраивает произведения, от которых веет строгостью и нежностью, они наполнены свежестью и звонкостью. Петров сознательно отказывается от камерных акварелей малого формата – ему не хватает в них места, чтобы выразить своё впечатление от увиденного и всецело завладеть эмоцией зрителя. Акварельные пейзажи Константина Петрова всегда выполнены на основе пленэрных зарисовок, в которых художник находит композиционное решение и отношения цветов. Колоссальный опыт работы и многолетней преподавательской деятельности позволяет художнику К.В. Петрову работать легко и непринуждённо. У Петрова свой характерный принцип обобщения пейзажа – ему всегда удаётся сохранить чёткую чистую линию повествования, которую художник оживляет острым ракурсом и озвучивает цветом. Работы художника К.В. Петрова своими свойствами чем-то напоминают свойства стекла, когда видимая прозрачность сочетается с присущей твёрдостью и остротой.
Путешествуя, художник К.В. Петров чутко реагирует на образ. «Писать цветным красками» - так сам художник лукаво определяет процесс создания произведения. Правильнее всего сказать, что это его образ жизни и соответственно жизненная необходимость - некая потребность, когда отзвук личного впечатления схватывается и переносится на поверхность листа или холста.
А.В.Лиховцева

Иллюстрация в тексте: К.В. Петров на церемонии открытия выставки «В тиши природы провинции российской» Ревеля Фёдорова, Александра Фёдорова и Владимира Кожевникова в залах Российской академии художеств в Москве. Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.



Возврат к списку

версия для печати