ГЛАЗУНОВ Иван Ильич
Живописец. Персональный сайт: ivan-glazunov.ru
Родился 13 октября 1969г. Живет и работает в Москве.
Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2007г.)
И.о. члена Президиума РАХ
Заслуженный художник Российской Федерации (1998г.)
Народный художник Российской Федерации (2020г.)
Профессор (2011г.)
Кандидат искусствоведения (2018г.)
Член Союза художников СССР, России (с 1983г.)
Член Международной Федерации художников (….г.)
Образование: Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерская портрета профессора И.С. Глазунова (1994г.); там же ассистентура-стажировка (1996г.), аспирантура (2007г.); защитил кандидатскую диссертацию (в 2018г. ).
Основные произведения: «Распни его!» (1994г.), «Пермогорский берег Двины» (1996г.), серия портретов царей-воителей в Большом Кремлевском дворце (1999г.), «Семейный портрет» (2003г.), «Пинежский лес. Обетный крест» (2003г.), «Великая княгиня Евдокия в подтверждение своей благочестивой жизни открывает перед сыновьями своё изможденное постом тело» (2005г.), «Зеркало» (2005г.), «Песнь Сирина» (2008г.), «Песнь Алконоста» (2008г.), «Середина лета» (2010г.), эскизы росписей и убранства для воссозданного деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском (2010г.), «Портрет царя Михаила Федоровича Романова» (2013г.), роспись Храма Малое Вознесение в Москве (с 2017г.)
Возглавлял группу художников Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которые по его авторским эскизам выполняют росписи храма Успения Богородицы в г. Верхняя Пышма под Екатеринбургом (с 2001г.).
Реализовал проект по спасению и реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVII века - церкви Георгия Победоносца из Верхнетоемского района Архангельской области, - который был перенесён в музей-заповедник «Коломенское» (Москва), 2000—2010гг.
Монографии, научные труды: статья «Символ и образ в русском декоративно прикладном искусстве XVII века» (Москва: РГГУ, 2014г.); Диссертация «Стилистическое и пластическое своеобразие росписи северорусских коробьев XVII-XVIII веков» (2018г.).
Произведения находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.
Основные персональные выставки: «Россия в традиции» в Венеции (Италия, 2008г.); «НЕсовременное искусство» в Музее-заповеднике «Коломенское» (Москва, 2009г.); «Спаси и сохрани» в Вологодской государственной картинной галерее (2010г.); «C'era una volta la Russia. Lo sguardo di Ivan Glazunov» в Венеции (Италия, 2014- 2015гг.); «Чары Русского Севера» в музее-заповеднике «Коломенское» (Москва, 2016г.); «Haec Est Civitas Mea. Это мой Мiръ» в Риме, Генуе и Сан-Ремо в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» (Италия, 2018г.); «Le Pelerinage de l'Ame» в Российском духовно-культурном православном центре в Париже (Франция, 2018г.)и другие.
Государственная и общественная деятельность: член фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества» (с 2011г.); почетный член проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» (с 2013г.); секретарь Союза художников России по храмовому искусству (с 2019г.); член Попечительского совета Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства (с 2019г.);
Педагогическая деятельность:ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» (с 2019г.)
Государственные и общественные награды и премии: Медаль св.преподобного Сергия Радонежского (2002г.); Национальная премия «Человек года» (2007г.); Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2011г.); Медаль Е.А. Дашковой (2018г.)
Награды РАХ:
Есть художники, которым дано глубоко прочувствовать и выразить душу своего народа. Иван Глазунов - очень русский художник. Его творчество поражает тем, что кажется почти утраченным в современном искусстве, - искренностью и трепетным отношением к жизни.
Для Ивана Глазунова источник вдохновения - русский Север, который он еще в студенческие годы открыл для себя и навсегда остался ему верен. В русском Севере до сих пор сохранилась первозданность, здесь время сдружилось с вечностью, а в темных лесах таится волшебство сказки. С Севером неразрывно связана и историческая судьба России.
Северные пейзажи Ивана Глазунова занимают особое место в современной русской живописи. Именно современной, определяемой так не по сиюминутности сюжетов и приемов, а по постижению духовных глубин времени, в котором живет художник. Ивану Глазунову присуще пронзительное чувство необходимости сохранить, запечатлеть великий дар жизни, не разменяв его на нечто случайное и поверхностное.
Пейзажи - один из любимейших жанров живописи Ивана Глазунова. Он пишет северные леса и реки, деревни, избы и деревенские церкви. Его пейзажи - это не «красивые картинки» и даже не зарисовки природы, это, прежде всего, состояния души художника, выраженные через тончайшие переливы красок. Это голос души в отраженном свете природного бытия. И не случайно реки, которые мы видим на полотнах художника, не разъединяют, а соединяют берега, ледоход на Сухоне не угрожает наводнением, а шумно провозвествует о начале весны, новой жизни. И даже суровый северный лес нежданно-негаданно являет радость - то ли внезапно расцветшим кустом, то ли просветом среди деревьев, то ли светлыми разрывами облаков над ним. В одном из наиболее «напряженных» пейзажей, где изображены воющие волки, с угрозой устремляющиеся к затерянной в снегах деревне, трагизм ситуации смягчается отсветами бело-розовых облаков над занесенными снегом крышами.
Небо русского Севера подчас низкое, неяркое. Свет на Севере бывает рассеянный, как бы немного надрывный, готовый погаснуть. Тем удивительнее способность художника писать свет и воздух, которые обнимают каждое дерево и каждую травинку, сливаются с водой в тусклом блеске. Особенность не только пейзажей, но и многих других картин художника - кажущиеся подчас внезапными по отношению к изображаемому предметному миру просветы. Они воспринимаются не просто как физический свет, но как прорывы иной духовной реальности, как просветы вечности. В этом тончайшем понимании и воспроизведении света Иван Глазунов заставляет вспомнить изысканного Валентина Серова.
При том, что Глазунов пишет в реалистической манере, его нельзя определить исключительно как художника-реалиста. Художественная достоверность его творчества лишена натуралистичности. Через изображаемую красоту северной природы пробивается иная, высшая Красота, бередящая душу и заставляющая человека задуматься о главном в себе.
В пейзажах Ивана Глазунова властвуют свет и воздух. Тонкие оттенки голубого, синего, серого и зеленого, всей перламутровой гаммы пробуждают воображение. Все естественно и разнообразно. И хотя принято говорить о скромности и даже серости северной природы, художнику удалось передать упоение нежными, почти мерцающими оттенками, изысканнейшей цветовой гаммой, которая чем-то сродни венецианской. Так, на этюдах удивительный розовый дом в Устюге по колориту- напоминает дома над венецианскими каналами, а пролет ворот Кирилло-Белозерского монастыря - площадь Сан Джованни Паоло. В этюдах Глазунова есть особое очарование. Они передают состояние мгновения, радость неожиданного художественного открытия, почти детскую непосредственность восприятия.
По иному поэзия русского Севера предстает в столь любимом художником русском костюме. Иван Глазунов и его жена Юлия сделали очень много для того, чтобы в своих северных странствиях разыскать, восстановить и сохранить все это великолепие сарафанов, платков, головных уборов. Художник создает серию портретов, на которых женщины изображены в поражающих насыщенным цветом, золотым и жемчужным шитьем, удивительным кроем нарядах, столетиями хранившихся в крестьянских сундуках. И в каждом портрете не только красота костюма, но и загадочная женственность, чистая и в то же время влекущая.
Иван Глазунов - художник, которому ведома тайна любви. Замечателен семейный портрет. Художник с нежностью пишет жену и дочерей. На девочках - старинные русские костюмы. Перед нами тихая гармония жизни, ее дарительница и хранительница. Мы не раз еще увидим их на картинах Глазунова. Моделью для «Ожидания» была жена художника, которой вскоре предстояло дать жизнь ребенку. Высокий смысл женского бытия - рождение нового человека - раскрыт просто и волнующе. Это ожидание нового существа, а с ним и нового открытия мира.
Ожиданием духовного откровения пронизаны картины с изображением врат старинных русских церквей. Эти врата заперты, но на кованом металле угадываются просветы вечности.
Вечность в ее религиозной ипостаси и история - главное, что определяет духовные и творческие устремления художника. Как непросто в сегодняшнем мире писать так, чтобы история находила отклик в сердцах современников, а картина не казалась бы лишь исторической иллюстрацией. В написанной еще в юные годы картине Глазунова «Распни Его!» поражает фигура Христа. Кажется, что все происходит здесь и сейчас, и Христос, истерзанный, в терновом венце и разорванном одеянии цвета крови, молчаливо вопрошает каждого из нас: «Что выберешь ты - путь Истины или путь предательства?».
В русской истории известны женщины, выдающиеся своей жертвенностью, долготерпением и святостью. Евдокия - вдова великого князя Московского Дмитрия Донского - один из любимых образов художника. Иван Глазунов пишет картину, посвященную княгине, почти бытово, с точным воспроизведением исторических деталей, но на изможденном лице Евдокии угадывается отсвет вечности.
Художник положил много труда для возрождения русского церковного искусства. Иван Глазунов начинал с росписи Храма Вознесения Господня (Малого) в Москве, что неподалеку от дома, где он живет. Работа над росписью этого храма продолжается и сейчас. Иконы, написанные художником, и для храма Державной Божией Матери на Ганиной Яме под Екатеринбургом, воздвигнутом на месте, где были найдены останки последнего российского императора и членов его семьи.
В церковной живописи Иван Глазунов не стремится ни к стилизации, ни к художественному синтезированию. Его цель - чтобы живопись органично входила в исторический облик храма, его пространство, согласовывалась с местом его расположения и историей. Следование канонам вовсе не означает отсутствия импровизации и проникновенного чувства.
Иван Глазунов - современный продолжатель традиции. Традиция - это передача искусства, мастерства, это наследование фундаментальных, веками апробированных основ художественного творчества. Без фундамента нельзя создать ничего сколь-нибудь прочного, востребованного современностью. Быть современным - значит, совпадать со своим временем. Вспоминаются слова святого Августина: «Каковы вы - таковы и времена». И творчество Ивана Глазунова дает надежду, что наша современность - не только время мегаполисов, информационного бума, террористических угроз, растерянного человека в отчужденном от него мире, но и время надежды, любви, духовного совершенствования и возможности ощутить в своей жизни просветы вечности.
Виктория Уколова, доктор исторических наук, профессор
версия для печати