ЗВЕРЬКОВ Ефрем Иванович (1921-2012)
Живописец.
01.02.1921 г. село Нестерово Тверской губернии - 31.07.2012. Москва. Жил и работал в Москве.
Действительный член Академии художеств СССР (Отделение живописи, 1988). Народный художник СССР (1981) и РСФСР (1976). В 1976-1986 гг. - 1-й секретарь правления СХ РСФСР. Секретарь правления СХ СССР (1976-1991). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Член Президиума РАХ с 1992 года. Вице-президент РАХ с 1997 года по 2012г.
Академик восьми академий образования (1999), Международной академии наук о природе и обществе (2000).
Заслуженный художник РСФСР (1970), Народный художник РСФСР (1976), Народный художник СССР (1981). Профессор (2003). Участник Великой Отечественной войны.
Почётный гражданин Тверской области (2006).
Государственные награды: Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина (1975), Государственная премия РФ (1998), орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III степени (1996, 2011).
Учился: МГХИ (1947-53), у В.П. Ефанова, П.В. Малькова. Пользовался советами А.А. Пластова.
Член Правления, заместитель Председателя Правления МОСХ (1958-76), Первый секретарь правления СХ РСФСР (1976-86), секретарь правления СХ СССР (1977-92), член Комитета по Государственным премиям РСФСР им. И.Е. Репина (1977-88), член Государственного экспертно-консультативного Совета по монументально-декоративному искусству при Президенте РФ (1998), член Государственной аттестационной комиссии МГХИ (1992).
Руководил работами по воссозданию живописного убранства храма Христа Спасителя в г. Москве. Член Координационной группы специалистов при Общественном наблюдательном совете по воссозданию храма Христа Спасителя, заместитель председателя художественного совета АХ.
Среди произведений: «В родной колхоз» (1957), «Медсестра» (1960), «Улица в Каргополе» (1963), «Кружевницы» (1964), «Белая ночь. Свадьба» (1967), серия «Родные мотивы», в неё входят картины: «Северная весна» (1969), «Зимнее солнце» (1971), «Голубой апрель», «Колосистая рожь» (1972), «Тёплый дождь» (1973), «В лесном краю» (1974), «Утро в поле» (1978), «Осеннее утро» (1981), «Сиреневая весна» (1988), «Далёкая часовня» (1993), «Новая лодка» (1995), «Просторы российские» (1998), «Сирень цветёт» (2000), «Начало апреля» (2006), «Осенний берег» (2007), «Река Поведь» (2008).
Награды ведомственные и другие: Орден Кирилла и Мефодия I степени, Народная республика Болгария (1972), орден Святого прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, Золотая медаль АХ (1996).
Русский импрессионист Зверьков. Творчество Ефрема Ивановича Зверькова - поэтичная страница русской пейзажной живописи второй половины ХХ века. Родная Тверская земля, русский Север, их неброский облик, сложный и многоцветный характер стали главным источником вдохновения художника. Успешно начав свое творчество жанровыми работами, мастер позже устремляет свои поиски в новом направлении - пейзажная живопись по сей день держит его в своих объятиях. Многочисленные путешествия, работа на этюдах в Подмосковье, Тверском крае, на Рязанской земле и русском Севере подарили незабываемые впечатления, которые художник со свойственной ему эмоциональностью воплотил в произведениях разных лет. Особый, мгновенно узнаваемый почерк живописца сформирован под влиянием русского импрессионизма, продолжателем которого является Ефрем Зверьков. И в камерных, и в монументальных образах природы очевидно стремление прочесть пейзаж как человеческое настроение, духовное состояние. Несмотря на пластическую обобщенность пейзажей, создающую некий целостный портрет русской природы, многие работы художника свидетельствуют о свойственном ему умении раскрыть особенные, типичные именно для той или иной местности приметы, передать особое переменчивое состояние свето-воздушной среды. Цвет в работах Зверькова - главная сила, организующая пространство, воздушную перспективу, объем. Со временем жесткий отбор приводит к сужению красочной гаммы, к преобладанию мягких полутонов, а сами холсты превращаются в светлые, музыкальные, исполненные эмоций фактуры. Обретя свое художественное «лицо», утвердив свой почерк, мастер получает вдохновение для новых поисков: от капризной изменчивости настроений живописец приходит к более декоративным цветным аккордам. Однако чуткость и искренность восприятия окружающего мира неизменно присутствует во всех произведениях Ефрема Зверькова разных лет. Творческая щепетильность, присущая Зверькову, стала тем началом, которое объединило огромный коллектив художников, создававших росписи Храма Христа Спасителя. Зверьков в качестве куратора этого огромного дела стал тем камертоном, который обеспечил творческую задачу каждого, и в конечном итоге добился высокого профессионализма.
Журнал «ДИ» №9-10,2003
версия для печати