МАКСИМОВ Евгений Николаевич


МАКСИМОВ Евгений Николаевич

Живописец. 

Родился 09 августа 1948г. в городе Кашира Московской области. Живет и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2001г.)
Член Президиума РАХ
Академик-секретарь Отделения живописи РАХ (2001г.), руководитель творческой мастерской монументальной живописи РАХ (с 2001г.)
Вице-президент РАХ (2017г.) 

Народный художник Российской Федерации (2005г.)

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994г.)

Профессор (1999г.)

Образование:
Окончил МГАХИ им. В.И.Сурикова в 1973г. (мастерская монументального искусства по специальности художник-живописец), в 1982г. - очную ассистентуру-стажировку у руководителя К.А.Тутеволь. 

Художник-исполнитель в монументальном цехе Комбината художественных работ Московского областного художественного фонда РСФСР (1975-1977гг.)

Основные произведения:
В Храме Христа Спасителя в Москве: роспись свода главного купола и роспись малых куполов, роспись Преображенской Церкви (Нижний храм), роспись Зала церковных соборов комплекса и сводов Кувуклии. В Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область): руководитель росписи (фреска) Казанского собора (1996-1998гг.) и Владимирского храма (1998г.). Роспись Свято-Николаевского Патриаршего собора в г.Нью-Йорке (США). Роспись храма во имя св.Георгия Победоносца (Никозия, Кипр). Роспись храма св.Модеста Иерусалимского (св.гора Афон, Греция). Роспись плафона нового корпуса Большого театра (совместно с З.К.Церетели). Роспись залов приемов Галереи искусств Зураба Церетели. «Московская помещица» портрет Екатерины II (музей Царицыно). 

Иконопись: «Святая Марина» и «Обретение и воздвижение Святого Креста» (в церкви Панагии Элеусы, Модулас, Кипр, 1991г.), «Христос Пантократор» (мозаичная икона, Лондон, 1993г.), «Спас Нерукотворный» (мозаичная икона, церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, Московская область, 1994г.), «Тайная вечеря» (частное собрание, Кипр, 1995г.). 

Персональные выставки: участник городских, зональных, республиканских, всесоюзных, федеральных и международных выставок с 1972г.

Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Старший преподаватель кафедры рисунка (1982г.), заведующий кафедрой рисунка, доцент, профессор кафедры живописи и композиции, заведующий кафедрой живописи и композиции (с 2000г.), руководитель монументальной мастерской (с 1990 г.), проректор по творческой и выставочной работе МГАХИ им. В.И.Сурикова.
Возглавляет кафедру монументальной живописи факультета церковных художеств в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (с 1997г.)

Государственные и общественные награды и премии:
Премия Москвы в области искусств (2002г.), Премия Правительства РФ в области культуры и искусства (2012г.)
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2000г.), Орден Андрея Рублева III степени (2004г.), Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (2008г.)
Медали и почетные грамоты Русской Православной Церкви
Ордена Святой Анны III степени Российского Императорского Дома (2014г.)
Орден Дружбы
Первые премии отечественных и зарубежных конкурсов

Награды Российской академии художеств:
Золотая медаль РАХ (2002г.) 


Максимов - наследник древнерусской школы Возрождение православных храмов России, воссоздание их живописного убранства - сложный процесс, в котором участвуют сегодня многие знаменитые художники. Евгений Николаевич Максимов - один из ведущих мастеров современной монументальной живописи. Эта сфера изобразительного искусства стала стихией его творчества, позволила воплотиться таланту мастера во многих направлениях. Основным творческим интересом художника стали храмовые росписи. Для него главное - понять и прочувствовать на начальном этапе работы своеобразие архитектурного пространства, оно и должно подсказать, как действовать дальше. В самой росписи он придерживается традиций византийского искусства, художественных особенностей древнерусских школ (особенно любимый период - ХVI век). Они стали источником и вдохновения, и совершенствования мастерства. Фреска - любимая техника Максимова, она рождается в результате импровизации, в ходе непосредственного переживания и осмысления образа, который необходимо написать в короткий срок, без возможности остановиться или исправить. Тут особая трудность и особое мастерство. Фреска, мозаика, иконопись - в каждой технике художник находит свою философию материала и поэтику жанра, жаждет овладеть их законами, выразительными возможностями и тонкостями ремесла. Мастеру довелось работать не только в храмах, но и в пространствах светской архитектуры. Среди этих росписей одни - выдержаны в стилистике классицизма, другие - связаны с образом Возрождения или авторски переработанной иконографией древнерусской живописи. Другая грань творчества Максимова - его лиричные, камерные пейзажи. Многие из них - виды родной Каширы. Их мягкий нежный колорит передает трогательное, бережное отношение художника к картинам природы, чуткость к состояниям времен года, своеобразию их сменяющихся настроений. Храмовые росписи, небольшие живописные этюды и нежные акварели для художника - возможность любоваться творениями Бога, ощущать единство материи и духа. 

Журнал "ДИ"№9-10,2003


Возврат к списку

версия для печати