МАЛОЛЕТКОВ Валерий Александрович


МАЛОЛЕТКОВ Валерий Александрович

Художник ДПИ. 

Родился 7 января 1945г. в Москве.Живет и работает в Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение декоративных искусств, с 2007г.) 
Член Президиума РАХ

Народный художник Российской Федерации (2009г.)
Доктор искусствоведения (2010г.)
Профессор (2001г.)

Член Московского Союза художников (1974г.), Творческого Союза художников России (1996г.)

Образование:
Окончил МВХПУ (бывш. Строгановское) (1969г.). Руководитель творческой мастерской профессор Захаров Г.А. Окончил аспирантура МВХПУ (1974г.)
  
Основные проекты и произведения:  
«Огонь Олимпа» (5)(1979г.), «Джон Леннон» (1984г.), «Анна Ахматова» (1991г.), «Марина Цветаева» (1991г.), «С. Есенин и А. Дункан» (1994г.), «А. С. Пушкин» (1999г.), «Новый Афон» (1980г.), «Переселение душ» (1996г.) 
Горельеф «Рождение моря» (Палеонтологический музей РАН, Москва, 1984г.), «Страна Вулкания» (1979г.)  

Монографии: «Современная керамика мира» (2010г.), «Между Востоком и Западом» (2003г.), «Мгновения жизни» (2005г.), «Рисунки из дневника» (2005г.), «Декоративная керамика мира» (2012г.), «Мозаика памяти» (2013г.) «Чаша судьбы» (2015г.) и др.

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного литературного музея А.С. Пушкина (Москва), Государственного музея керамики - «Усадьба Кусково XVIIIв.», Всероссийский музей ДПИ и НИ (Москва), Музей декоративного искусства (СПб), Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. в ЦПКиО им.С.М. Кирова (СПб), Музей-квартира М. И. Цветаевой (Москва), Московский государственный музей «Дом Бурганова», Музей МГХПА им. С.Г. Строганова, Художественные музеи Архангельска, Белгорода, Вологды, Егорьевска, Калуги, Костромы, Красноярска, Орла, Рязани, Самары, Саратова, Смоленска, Сыктывкара, Тамбова, Тулы, Тюмени, Перми, Ярославля и т.д.
А также в музеях и частных собраниях Великобритании, Бразилии, Венгрии, Германии, Греции, Индии, Италии, Франции, Чехии (Музей керамики, г. Бехине), США, Кубы, Португалии, Пакистана, Польши, Сербии, Швейцарии, Беларуси, Украины, Литвы и др. стран.
Персональные выставки: с 1968 года автор 30 персональных выставок в России и за рубежом.

Государственная, общественная и педагогическа деятельность:
Профессор МГХПА им. С.Г. Строганова
Член ВАК МГХПА им. С.Г. Строганова, член Правления ТСХР,
Член экспертно-закупочной комиссии Департамента культуры Правительства Москвы. 
Член редколлегии журналов «Юный художник» и «Деко». 
Член Ученого Совета Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII в.» 

Государственные, общественные награды и премии: 
Золотая медаль Творческого Союза художников России (2005г.),
Золотая медаль «Ассоциации художников декоративного искусства. Московского Союза художников» г. Москва (2013 г.) 
Золотая медаль Московского Союза художников (2015г.)

Награды Российской академии художеств:
Золотая медаль РАХ (1995г.), медаль «Достойному» (2015г.), медаль «За заслуги перед РАХ» (2015г.)




Чаша судьбы Валерия Малолеткова.

Известный мастер современного декоративного искусства народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств профессор Валерий Александрович Малолетков  недавно отметил свой юбилей.
Путь В. Малолеткова в искусстве начался с работы в молодежной группе по керамике на Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Воронцово». Страстное желание молодого художника открыть новые средства художественной выразительности, освоить различные материалы и техники декора, выявить объемно-пространственные, пластические, конструктивные и цветовые возможности глины объединяло его творчество с исканиями московских художников В. Космачева, В. Петрова, Л. Сошинской, Т. Ган и С. Мальяна. 
Первые керамические произведения В. Малолеткова были выполнены из неглазурованного фарфора (бисквита) и шамотной глины. Уже в рельефе «Моцарт» (1973) художник отходит от традиционных приемов лепки. Свободно экспериментируя с шамотом, он максимально использует пластические и структурные качества материала для передачи трепетного состояния великого музыканта, глубины и пространства композиции. 
Более всего художника волнуют не узкоцеховые задачи, а проблемы формообразования, требующие постоянного поиска новых путей в искусстве и высокого исполнительского мастерства. Произведения В. Малолеткова вызывают разнообразные и совершенно неожиданные ассоциации. Его работы охватывают огромный диапазон тем: мифологические, религиозные, исторические, литературные и бытовые сюжеты в них воплощены языком полихромной пластики, обогащенной духовным напряжением, символикой и метафорами.
Одним из примеров могут служить объемные эскизы для интерьеров московского ЦУМа (1986). К сожалению, этот проект  не был осуществлен, однако затем художник воплотил ее в большой серии керамических произведений «Творцы духа». В нее вошли скульптурные композиции, посвященные выдающимся личностям России – А. Пушкину, Н. Гоголю, С. Есенину, М. Цветаевой, А. Ахматовой и В. Татлину. В каждой из работ портретное сходство и психологическое состояние изображенного органично соединяется с пластическими и конструктивными качествами полихромной керамики.
Прием формального деления произведения на разные по смыслу части особенно характерен для работ мастера в настоящее время. Объемно-пространственные композиции Валерия Малолеткова требуют кругового обзора, ведь каждый его образ наделен сюжетной многослойностью и несет философский подтекст. 
Особыми стилистическими находками отмечена композиция «Дорога в никуда» (2014). Эту работу отличает цельность восприятия, лаконизм формы, новое прочтение цветовых и структурных возможностей глины. Условный язык пластики и насыщенный цвет позволили мастеру создать качественно новое в своем творчестве произведение (почти абстрактный символ, знак), в котором соединились яркая самобытность и легкая ирония.
Постоянное стремление к расширению творческой палитры недавно привело В. Малолеткова к созданию скульптурных произведений из бронзы. И не важно, какой материал использует автор для материализации своих идей - они всегда воплощаются с высоким мастерством и изящным артистизмом. 
Малолетков давно и успешно работает в области монументального искусства. Самой грандиозной работой, исполненной в содружестве с А. Белашовым, М. Митуричем, М. Фаворской, А. Пологовой, О. Малышевой, Ю. Черновым, В. Дувидовым и другими, стали композиции для интерьеров Палеонтологического музея РАН в Москве (архитекторы Ю. Платонов и В. Коган). В многоярусном пространстве вводного зала музея художник создал настенные рельефы «Морские лилии» и «Рождение моря» (1983). 
Мастер также активно работает в графике. Рисунок всегда был для В. Малолеткова не только средством для реализации новых замыслов, отражением первоначального импульса, но и самостоятельным видом творчества. Его эскизы-идеи можно считать художественными произведениями, раскрывающими авторское мировоззрение. 
Валерий  никогда не расстается с дорожным альбомом и карандашом; он рисует всегда и везде. Пытливость художественной натуры и обилие новых эмоциональных впечатлений требует от мастера немедленного графического воплощения. Глубокие знания и жизненный опыт Валерий с успехом реализует в исследованиях по теории искусства и в литературном творчестве. Впервые в отечественном искусствознании В. Малолетков издает фундаментальное исследование «Современная керамика мира»(М.,2010) – своеобразную антологию развития мировой художественной керамики последней трети ХХ – начала ХХI вв. 
Но главным делом его жизни по-прежнему остается служение Искусству и творческая независимость. Как и прежде, Художнику сегодня невероятно сложно обрести собственную индивидуальность, сохраняя при этом верность своим идеалам и убеждениям. Валерию Малолеткову это удалось, и лучшим подтверждением сказанного стала масштабная персональная выставка в Российской академии художеств. 
Говоря о творчестве Мастера, невольно вспоминаешь слова известного писателя А. Камю: «Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страстью к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием … На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг – приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем заключается свобода искусства».

Елена Носкова 
искусствовед,
арт-директор всероссийского проекта
«Чаша судьбы» В. Малолеткова 
Из статьи в журнале «Третьяковская галерея»/The Tretyakov Gallery Magazine # 1(50) 2016





ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА АКТУАЛЕН


Трудно писать о художнике, который сам, по сути, писатель, который в своем творчестве, статьях и книгах четким и последовательным пунктиром воспроизвел своеобразную автомонографию. Поэтому в материале о Валерии Александровиче Малолеткове есть смысл оперировать его же суждениями и размышлениями из уже многотомного «дневника» жизни и творчества.

Валерий Малолетков вышел из «семидесятых». В 1969 году он окончил факультет монументально-декоративного искусства «Строгановки» и сразу же аспирантуру. Вступил в молодежное объединение, а вскоре и в МОСХ. Занимал место среди имен семидесятников Т.Назаренко, Н.Нестеровой, К.Нечитайло, продолжая родословную предыдущего поколения, в котором наиболее близкими ему по духу были В.Попков, И.Обросов, И.Голицын, А.Пологова, Д.Жилинский, Т.Салахов...
     
 Из всех материалов пластического искусства он выбрал керамику - наиболее чувственный, тактильный, рукотворный, связанный с легендами сотворения мира и созидательными силами матери-земли. О керамике Малолетков говорит с обстоятельностью знатока и ценителя: «Керамика требует настойчивого и углубленного поиска неиспользованных художественных и технологических возможностей, проведения бесчисленного количества экспериментов и проб. Конечный результат в ней существенно отличается от других материалов. Значительную часть труда, при этом, занимает обжиг. Казалось бы, он независим от воли автора. Но это далеко не так, ибо истинный профессионал обязан знать все мелочи производственного процесса и влиять на них. Труд художника требует больших жертв, глубоких, разносторонних знаний и отказа от многих житейских соблазнов. Истинный художник мне представляется глубоко образованной, интеллектуальной и чувственной личностью, способной реализовать свой дар в различных материалах и сферах. Он обязан знать и любить смежные виды искусства: музыку, балет, театр, архитектуру, литературу и кинематограф. Наиболее перспективные открытия в области изобразительного искусства будут происходить на стыке между разными видами творчества...»

Начиная со своих первых профессиональных работ, Малолетков наметил творческую проекцию на будущее, взял образный и стилистический старт в искусстве керамики. Эта многотрудная, разноплановая и масштабная работа продолжается более сорока лет. К яркой талантливости мастера и великой трудоспособности прибавляются его уникальные человеческие качества: при интеллектуальной самодостаточности - внимание и доброжелательность к творчеству коллег, при очевидном индивидуализме личности - тяготение к различным формам общественной жизни, ощущение себя в общем контексте. Он добился очень многого в своей творческой лаборатории. Стал народным художником России, действительным членом Российской Академии художеств, членом Международной Академии архитектуры, лауреатом и медалистом, профессором, доктором искусствоведения, автором многих содержательных книг. Таланта ему не занимать: сколько поистине бесценного сделано мастером в монументальном искусстве, скульптуре малых форм, декоративной керамике, графике, искусствоведении, педагогической работе и постоянных путешествиях по стране и за ее пределами.

Многочисленные зарубежные поездки Малолеткова обозначили масштабную и глубоко осмысленную тему его искусства, которая была подытожена книгой с красноречивым названием «Между Востоком и Западом». Не узкий «почвенник» и не ограниченный западник, не новомодный восточный оракул, В. Малолетков как бы объединяет в себе три духовных стихии «Россия - Восток - Запад» и превращает их в органичную структуру художественных произведений. Он выступает здесь как мастер синтетичный и многогранный, творящий в широком культурном диапазоне, в состоянии чуткого интереса ко всему живому, самобытному, загадочному.

Индия перекликается у Малолеткова с Грецией, буддизм с православием, рафинированные европейские традиции с непредсказуемым славянским темпераментом. Античные аллюзии сплетаются с остросовременными репликами, замысловатые философские пассажи уживаются с остроумным фольклорным раешником. Божественное и бытовое, возвышенное и земное сочетаются в чеканных продуманных формах, растворяются в музыкальных ритмах пластики, не оставляя грубых зазоров. Красочно-пластическое полнозвучие воспринимается как естественная гармония, счастливо возникающий синтез, такой желанный и недостижимый для многих. Недаром в извечном соотношении формы и содержания Малолетков вычленяет такую важную задачу, как содержание формы.

Это действительно не только весь комплекс современных профессиональных средств и навыков, даже не только завидное единство пластики и живописи, архитектурного среза и графического знака, станковых форм и декоративных элементов. В искусстве Малолеткова синтетично выступают конкретные, почти картинные сюжеты и разнообразно преломленные музыкальные ассоциации, образы театра и поэзии, вечные истины и злободневные штрихи, темы внешней событийной истории и неуловимых путешествий души.

Сегодня имя Малолеткова воспринимается многими в ореоле нового, дерзкого, ломающего стереотипы и одновременно, как это ни парадоксально, чрезвычайно успешного, пользующегося широкой симпатией, вызывающего постоянный интерес. За внешней удачливостью, кажущейся легкостью свершений, изяществом стиля во всем, кроется упорный труд, стоит ремесленническая дотошность и кропотливость, угадываются волнения души и работа ума. Но при всей заполненности профессией он умеет откликаться на бесконечный шум жизни.

Нет предела совершенству, лучшее - враг хорошего, самые значительные вещи происходят на большой глубине - эти истины знакомы перфекционисту по натуре (то есть искателю совершенства) Валерию Малолеткову. Его ширь, высота и глубина уже дали уникальный художнический и человеческий объем - то, что мы называем пространством личности.

Малолеткову довелось гостить в Индии в доме у Святослава Николаевича Рериха. Как-то, «случайно» рассматривая тыльную сторону его ладони, он подозвал свою супругу Девику и воскликнул: «Посмотри, какая у нашего московского приятеля динамичная линия жизни и творчества!» Будем надеяться, что удача и здравие не покинут его и впредь. Ведь в России художник должен жить долго, настолько наша жизнь интересна и непредсказуема. Конечно, есть немало творческих задач и душевных устремлений, которые он хотел бы  воплотить в жизни. Главное — повышение качества художественного произведения, вне зависимости от того, в каком материале и в какой форме они созданы. Ведь именно падение качества, снижение профессионализма, безответственная агрессия и серость - грустные реалии сегодняшнего дня. Художник надеется вновь поработать в области монументального искусства, сфере новых материалов (бронза) и фотоискусства. И, конечно же, продолжить свои литературные опыты, ведь «вначале было слово»...   

Много времени и сил отдал Малолетков работе в архитектуре. Крупнейшим является проект, в котором участвовали А.Белашов, М.Митурич, М.Фаворская, А.Пологова, О. Малышева, Ю.Чернов, В.Дувидов. В создание уникального музейного комплекса - Палеонтологического музея РАН (архитекторы Ю.Платонов и В. Коган) Малолетков внес полновесный вклад своими многодельными и изобретательными рельефными композициями. Эта коллективная работа вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как крупнейшее произведение монументально-декоративной керамики ХХ века.           
Еще одной крупной работой Малолеткова было создание монументальных рельефов для интерьера Зала приемов здания Посольства России в Беларуси (Минск). К сожалению, не повезло оригинальному и многообещающему замыслу Малолеткова-монументалиста для интерьеров московского ЦУМа: здесь планировалось показать историю костюма, начиная от первых представителей династии Романовых до наших современников в фигуративных образах керамической скульптуры. Но, неосуществленность проекта, к счастью, обернулась удачей в новой тематической серии скульптур, которую автор назвал «Творцы духа». В ней костюм и предметные детали стали играть вспомогательную роль, а главное внимание сосредоточилось на портретных характеристиках знакомых исторических образов. Изучив всю доступную иконографию, создав особую театральную среду для каждой «роли», психологически мотивировав каждое изобразительное решение, Малолетков выполнил композиционные портреты А. Пушкина, Н. Гоголя, В. Маяковского, С. Есенина, В. Татлина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Петра I, П. Багратиона а также Данте Алигьери и Д. Леннона. При этом, сколько осталось задумок и живых портретных набросков в графике мастера, сколько зарисовок современников — именитых и безвестных!       

Рисунки Валерия Малолеткова базируются на академической школе. Они, в той или иной степени, служат основным, творческим импульсом к работе в материале. Они, в своей подавляющей части, являются уникальными произведениями искусства, поскольку содержат результаты творческого процесса, отблески личности художника, черты образного осмысления действительности самыми живыми, подручными и оперативными средствами.  

Автор классифицирует свои рисунки по сюжетно-тематическому принципу («Музыка», «Театр», «Эротика», «Человек и природа»). По мере прочтения и неторопливого рассматривания намечаются и некие жанровые узлы: анималистика, портрет («Мои современники»), исторический портрет («Творцы духа»), пейзаж, обнаженная модель, путевые зарисовки. Всплывают и компоненты осмысления художественного мастерства, внутренней структуры образа. В рисунках и в работах с материалом художник всегда находит место метафорам и метаморфозам, ассоциациям и аллегориям. Ощущаются и некие мировоззренческие, философские конструкции и элементы (особенно в темах «Бытие», «Вера»). Рисунки Валерия Малолеткова, при всей своей свободе и самостоятельности, неуловимо тяготеют к пластике, керамической скульптуре. Они представляют собой богатейший словарь образов, наблюдений, впечатлений, идей, замыслов, предметных деталей и исторических реалий, архитектурных комбинаций, ландшафтных элементов, характерных примет жизни, культуры, быта, костюма, среды и т.д. Связь с окружающим миром он поддерживает с помощью такого мобильного инструмента, как рисунок, который служит ему своеобразной пуповиной, соединяющей разум и душу с матерью-природой. Рисунок - фундамент всех искусств. Он помогает мастеру не только при графической разработке волнующих композиционных замыслов. С его помощью художник ведет своеобразный графический дневник, позволяющий постоянно пополнять копилку живых впечатлений и выстраивать (параллельно пластическому мышлению) графический, самодостаточный творческий ряд. Нередко Валерий дополняет свои рисунки различными литературными текстами (статьи, рассказы, эссе), ставшими для него еще одной формой самовыражения. К этому следует добавить интерес к теории современной художественной керамики... У него есть некие постоянные темы, которые в течение многих лет пополняются, развиваются, варьируются. Они являются ключевыми в его творчестве и позволяют предельно концентрировать внутреннюю энергетику и творческую волю, не распылять их и не разменивать жизнь на погоню за «химерой современности». Часто темы его творчества дополняет сама жизнь, поэтому появились выстраданные лично циклы «В госпитале» и «Ночное метро». Он открыт для постижения новых импульсов, позволяющих углубить и расширить собственные горизонты и творческую палитру. С годами неизбежно трансформируются художественные формы воплощения в разных материалах (недавно он попробовал себя в бронзе), казалось бы, уже открытых, прочувствованных и воплощенных идей. Неизменным должно быть лишь одно - высокое качество произведения и максимальное приближение к божественному началу самого творческого акта. Разумеется, это предполагает высокий интеллектуально¬-духовный уровень современного художника, его ясно выраженное собственное понимание проблем пластической формы, цвета и пространства...    Вопросы цвета, пространства, конструкции, материала, логики образа и сюжета Малолетков начал ставить уже в первых своих работах. Службу в армии он проходил в столичном клубе ЦСКА, где естественно и непосредственно началась его спортивная тема. Тема «Музыка» зародилась еще в детстве. Мама - пианистка, учительница музыки - купила как-то приемник — «телефункен», и к дневному общению с музыкальной классикой прибавились ночные сеансы великолепного джаза: «телефункен» выдавал интереснейшие программы с комментариями знаменитого У. Канновера. От увлечения джазом у Малолеткова остались не только портреты Д. Гиллеспи и Р. Шанкара, М. Пекарского и Д. Голощекина, но и чувство импровизации, музыкальная легкость, изящество формы - критерии движения, поиска ритма, своеобразной деталировки и цветовой росписи. Движение - это жизнь, конец движения означает конец жизни. Все мы на этой земле всего лишь странники, пришедшие в этот мир на весьма краткий срок. Интерес Малолеткова к активному перемещению в пространстве наверняка связан с повышенным интересом к проблеме пространства в искусстве. Добавлю к этому природную жажду познания неизведанного и неистребимый интерес к жизни. Только благодаря постоянным странствиям по миру он открыл для себя и навсегда полюбил великую культуру Востока, особенно Индии, и утвердился в стремлении найти гармонию и баланс с европейской культурой, с многообразной российской реальностью. Судьба подарила мастеру счастливую возможность несколько лет жить и работать в колыбели европейской цивилизации - Греции. Затем была уникальная возможность жить, трудиться и выставлять свои работы в Париже - в Международном центре искусств. Недавно он впервые посетил с выставкой Китай и был потрясен отношением жителей этой страны к нашему современному искусству, к отечественной академической школе В последние годы ему более всего интересны путешествия по России. Незабываемы его впечатления от родного Ярославля, Углича, где проходила студенческая практика; Ростова, Мышкина, Переславля-Залесского; Саратова, Красноярска, Владивостока, Казани. Памятны для В. Малолеткова недавние персональные выставки в Сыктывкаре и музее-заповеднике «Палаты Строгановых» (Усолье, Пермский край).

Учителями и старшими коллегами Малолеткова были известные художники, классики XX века. Они привили ему ген не ортодоксального, а интуитивного реализма, высокого профессионализма в искусстве. Но его творчество развивалось дальше, модифицируя, в том числе, линии мирового авангарда. Создание собственного, внутренне глубоко метафоричного, а внешне яркого, изысканного, праздничного по цвету, фактуре и ритму, стиля привело к тому, что малолетковские композиции моментально выделялись зрителем в контексте групповой выставки.  Малолеткову очень повезло с учителями в искусстве — людьми высочайшей художественной культуры, последними могиканами большого стиля. Учеба и общение с М.А.Кичигиным, В.А.Ватагиным, А.Г.Сотниковым, А.И.Зотовым, П.М.Кожиным, М.В.Фаворской, А.М.Белашовым и другими научили его главному - быть предельно требовательным к себе, ответственным в жизни и работе, «любить не себя в искусстве, а искусство в себе».                                

В годы учебы в Ярославском училище Малолетков делал обнадеживающие опыты в скульптуре малых форм. Но выбор пал на художественную керамику потому, что в скульптуре его не устраивало отсутствие цвета, а в живописи - скульптурного объема. Его эксперименты в керамике постепенно выявили осознанное предпочтение таких материалов, как фарфор, фаянс, шамот, поиск визуально совершенной, долговечной и конструктивно выдержанной формы, интерес к синтезу различных приемов изготовления и декора керамических произведений.               

В последние два десятилетия Малолетков работает параллельно в нескольких творческих областях: керамической скульптуре, графике, живописи, исследовательской работе в теории искусства, педагогике и художественной фотографии. Как это все взаимосвязано, какой движущей идеей обусловлено и какой цели подчинено? С одной стороны, это стремление к творческому универсализму, с другой, ненасытная пытливость художественной натуры. А в целом, это необходимый синтез «профессий» для создания мощного и многогранного художественного образа, причем не в отдельном произведении, а в масштабе всего творчества. По мнению Валерия: « Работа в разных творческих областях тесно взаимосвязана. Убежден, что в новом тысячелетии самые большие достижения будут происходить не в традиционных видах искусства, а на соединении прежде несоединимого. Синтез разных материалов приводит к рождению новых художественных форм. А работа в области теории искусства необходима любому мыслящему художнику, дабы не превратиться в самовлюбленного павлина или токующего глухаря. Такое среди нашего брата, увы, встречается нередко...»

Валерий Малолетков из тех авторитетных мастеров, которые постоянно общаются с молодежью. О ней художник знает по выставкам, по работе профессором в «Строгановке», в жюри международных конкурсов и на посту члена редколлегии журнала «Юный художник».

Примечательно, что искусство Малолеткова на выставках в достопримечательных особняках и усадьбах естественно живет, дышит,звучит. Об этом свидетельствуют выставки в музеях-усадьбах «Кусково» и «Архангельское», в бывшем особняке графа Остермана, в музее Востока, в интерьерах дома-музея М. Цветаевой. Внутренний аристократизм, благородство и подчеркнутый эстетизм произведений художника гармонируют с российским историческим контекстом и классической архитектурой.    Свои темы и образы Малолетков черпает из многоразличных жизненных впечатлений. Но когда мы смотрим его Индию, Грецию или Россию, его природу и анималистику, жизнь города и образы мировой культуры, портреты исторических личностей и галерею выдающихся современников, перед нами нет голого каркаса сюжета, чистой и однозначной конкретики. Художник постоянно погружает нас в стихию метафор, ассоциаций, аллегорий, метаморфоз и реинкарнаций, которые провозглашены им в теоретических трудах и существуют как непреложность творчества любого художника, претендующего на глубокое понимание пусть немногих истинных ценителей всех перечисленных признаков высокого искусства.               

Валерий Малолетков постоянно культивирует и сохраняет энергию визуального образа, философскую насыщенность даже самой камерной темы, личностную оценку человека, события окружающего мира, картин природы, индивидуальный творческий и духовный ракурс в каждом произведении. Именно сегодня нужны такие чуткие и пытливые натуры, которые всегда находятся в контексте своего времени, своей профессии и всего искусства в целом, даже немного забегая вперед. И это вовсе не идиллическая ситуация. Так должен ощущать себя подлинный художник, который в муках и радостях ищет свой «философский камень».                    

Произведения Валерия Малолеткова рождаются после естественного и непременного процесса вынашивания и созревания. В этом отличие печати мастера от основательно наработанного и терпеливо освоенного почерка гроссмейстера.

Никита ИВАНОВ
арт-критик,
поэт



Возврат к списку

версия для печати