ОБРОСОВ Игорь Павлович (1930-2010)


ОБРОСОВ Игорь Павлович (1930-2010)

Живописец, график.

23.5.1930, Москва - 5.8.2010, Москва.

Член-корреспондент (1995), действительный член Российской академии художеств (1997), член Президиума АХ (с 1999).

Народный художник РСФСР (1983), действительный член Российской академии словесности.

Государственные награды: Государственные премии СССР (1989), РФ (2001).

Учился: МВХПУ (1945-1954).

Преподавал: МВХПУ, заведующий кафедрой, руководитель монуменально-декоративной творческой мастерской (1995-2001).
Секретарь правления СХ РСФСР (1972-76), секретарь правления СХ СССР (1983-89)

Среди произведений: «Яхромские высоты», «Портрет матери», «Противостояние» (все - 1978), «Женщинам Великой Отечественной войны посвящается» (триптих, 1979-80) «Встречая и провожая эшелоны», «Скорбь земли Тверской» (обе - 1980), «Посвящение отцу» (триптих, 1986-88), «Сталинские репрессии» (1993), «1930 годы. Институт им. Склифосовского: проф. С. Юдин, проф. П. Обросов, проф. В. Кованов», цикл картин о Пушкине «Жизнь кончена», «А за окном ночь» (1994), «Тишина. Сон» (1995, 2004); портреты: А.С. Пушкина, Н.Н. Пушкиной, В.М. Шукшина (1979), Б.А. Ахмадулиной, Ф.И. Тютчева (1983), художника В.Е. Попкова, художника П.Ф. Никонова (1974), актрисы Н.Н. Белохвостиковой (1988), Б.Л. Васильева, А.И. Солженицына, А.Н. Вертинского (все - 1998), Б.Ш. Окуджавы, Т.Т. Салахова, З.К. Церетели, И.В. Голицына, В.И. Шумакова, Е.В. Бачурина, М.А. Ульянова, А. Маира Ландрут, А.А. Акопяна; пейзажи: «Патриаршие пруды. Утро», «Вечерний свет. Патриаршие пруды» (темпера, обе - 1997). Серия графических работ «Деревня, в которой я живу» (1974).

Награды ведомственные и другие: Гран При Международной триеннале живописи в г. София (1982), Золотая медаль им. М.Б. Грекова (1983), ,премия МВД (2001), Золотая медаль АХ (2003). Премия международной бьеннале графики в Норвегии (1974), премия Международного фестиваля в г. Кошице (Чехословакия, 1980).


Суровый и озорной Обросов Скорбь и оптимизм, грусть, безысходность и радость жизни, готовность бесстрашно и эмоционально окунуться в эти состояния и чувства, дать им правдивые и одновременно пластически обобщенные образы отличают творчество Игоря Павловича Обросова. Мастер сумел проявить свой дар в разных видах творчества: графике, живописи, литературе, общественной деятельности. Показав свой художественный темперамент сначала в графике, он затем обращается к живописи, во власти которой находится и по сей день. Творческая манера Обросова сформировалась на стыке живописи и графики. Отточенное владение линией, четкость рисунка, выразительность монохромного цвета - все это из графического опыта переходит и в живопись художника, обретая здесь монументальную и обобщенную трактовку форм. Идейные основы «сурового стиля» с его строгой аскезой, выверенной выразительностью, плакатной лаконичностью языка, способностью оперировать большими идеями, откликаться на волнующие современников проблемы, оказались созвучными внутреннему миру Обросова. Изменяясь сообразно художественным веяниям времени и собственным творческим требованиям, стиль мастера сохраняет стабильность на протяжении многих лет. Гармония природы и духовная чистота человека - предмет его восторга и преклонения в многочисленных пейзажах и натюрмортах, в знаменитых озорных обросовских «ню». Его уверенный почерк составляют неотменяемые категории добра и зла, гармонии и хаоса - два полюса человека. Это все он, человек, часть природной красоты, - он же превращает поля и равнины в бесчисленные могилы, страшный итог войн и репрессий. В творческих раздумьях Игоря Обросова нет иерархичности - все значимо, все важно.

Журнал «ДИ» 9-10, 2003


Возврат к списку

версия для печати