ЧАРКИН Альберт Серафимович (1937-2017)


ЧАРКИН Альберт Серафимович (1937-2017)
Скульптор. 

16.12.1937(Белёв. Тульская область) — 09.012017(Санкт-Петербург). 
Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Академик  Российской академии художеств (Отделение скульптуры,1999), член Президиума (с 2001-2017), народный художник РФ (2005), профессор (2002), награжден  орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007)  Российской Федерации, лауреат премии города Санкт-Петербурга в области литературы и искусства (2006),  лауреат региональных, всесоюзных, всероссийских и международных  конкурсов по монументальному искусству.
Член Союза художников СССР, России (1972).

Окончил  Институт живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1966), мастерская скульптуры профессора В.Б. Пинчука.
Обучался в  Творческой мастерской скульптуры Академии художеств СССР в  Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) под руководством Н.В. Томского,  М.К. Аникушина (1966-1970).

Основные монументальные произведения: памятники – В.И. Ленину (в составе авторской группы, 1970, Москва, Кремль), В.И. Ленину (в составе авторской группы, 1970, Красноярск),  монумент Победы в Великой Отечественной войне (1975, Рязань),  «Погибшим воинам в Великой Отечественной войне» (1981, г. Чинобад, Узбекистан), десантникам (1985, Таганрог),  Ф.Э. Дзержинскому (1987, г. Уфа),  поэту С.А. Есенину (1995, Санкт-Петербург, Таврический сад), академику А.П. Александрову (1997, г. Сосновый Бор, Ленинградской области), князю Александру Невскому (2001, поселок Рощино Ленинградской области), князю Александру Невскому (2002, Санкт-Петербург), поэту С.А. Есенину (2009, Санкт-Петербург), инженеру В.В. Николаеву (2012, Чебоксары), врачу  Воину- Ясенецкому –Святителю Луке (2012, г. Алупка, Крым), Федору Апраксину (2013, Выборг), Великому князю А.М. Романову (2013, Санкт-Петербург), адмиралу Г.И. Невельскому (2013, Южно-Сахалинск, г. Корсаков), поэту С.А. Есенину (2013, Санкт-Петербург),  памятники-бюсты императору Петру I (1993, Санкт-Петербург, Московский вокзал), А.Д. Меньшикову  (1997,г. Колпино,  Санкт-Петербург),  летчику В. Чкалову (1997, Санкт-Петербург, станция метро «Чкаловская»), дипломату, князю  А.М.Горчакову    (1997, Александровский сад, Санкт-Петербург) П.Х. Витоштейну, Герою Отечественной войны 1812 года (2014, Псковская область), монумент «Защитникам Киевской Руси», к 2000 – летию г. Лубны (1988, г. Лубна, Полтавской области, Украина), обелиск городу-герою Ленинграду (1985, Санкт-Петербург),  монументально-декоративные композиции    для фонтанов -  «Русалка» (1996, г. Охтруб, Германия ),  «Утро жизни» (2002, г. Чанчунь, КНР), монументально-декоративная скульптура  -  «Городовой» (1998, Санкт-Петербург, улица Малая Конюшенная), «Остап Бендер (2000, Санкт-Петербур, Итальянская улица), «Бравому солдату Швейку» (2003, Санкт-Петербург), монументально-скульптурная композиция «Драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин» (2007, Москва), «Прометей» (2013, г. Юнань, КНР), мемориальные доски - поэту С.А. Есенину (2012, Москва), Н. Карамзину (2012, Ульяновск), Поклонный крест в честь небесной покровительницы Москвы Ефросинии Московской, великой княгини Евдокии Дмитриевны (2013, Москва), Поклонный крест (2014, Сербия, Белград).

Основные станковые произведения: скульптурные композиции – «За долю народную» (1966, бронза), «Выстрел» (1997, бронза), «Пушкин и Натали» (2009, бронза),  портреты – хирурга Д.А. Казанского (1975, бронза),  литературного критика Б.И. Бурсова (1980, бронза),  реставратора С. Ямщикова (2012, бронза, музей-заповедник «Пушкинские Горы»), лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова(2013, бронза).

Ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (2001-2010).
Руководитель мастерской скульптуры Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (с 2001).
Заместитель Председателя Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР (1987-1996).
Председатель и член Правления  Санкт-Петербургского Союза художников  (с 1996).

Награды (ведомственные и другие): Диплом Первой степени Министерства культуры СССР (1968) , Диплом Академии художеств СССР (1968),  юбилейная  медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970),  медаль «За трудовое отличие» (1986), медаль «Ветеран труда» (1988), памятный знак «50 лет Победы» (1996),  орден  «За заслуги перед искусством» (2012,   золотая медаль  Российской академии художеств, золотая, серебряная и бронзовая медали имени Джакомо Манцу (Италия).

Участник региональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных  и международных выставок (с 1965). Персональные выставки прошли в Санкт-Петербурге, в других городах России  и зарубежных стран.

Станковые произведения представлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), во многих музеях России и зарубежных коллекциях.

Автор нескольких книг, среди которых, Чаркин А.С.  Жизнь в искусстве. – СПб. , 2002.






Русский характер - скульптурная тема Чаркина Свой творческий интерес Альберт Серафимович Чаркин сосредоточил на скульптуре, проявив себя в разных ее жанрах. Работам художника свойственна реалистическая направленность. В произведениях мастера сильна приверженность к классическому искусству - образам, в которых правят реалистическое видение, классические формы, в которых воплотились мечты человека о прекрасном. Почти все творчество мастера посвящено России, ее истории, культуре, верным сынам Отечества, прославленным и неизбалованным славой людям. Знаменитые пушкинские слова: «там русский дух, там Русью пахнет» справедливо применимы к творчеству скульптора. Искусству мастера свойственен особый «мужской характер», строгость, порой жесткость, где она уместна. В его произведениях царят: четкость композиции, лаконичность формы, выразительная индивидуальность образа. Портрет в творчестве мастера имеет особое значение, не в ограниченном жанром понимании, а как характер, диктующий весь строй художественного образа. В монументах, памятниках, бюстах, барельефах, станковых работах, во всех творческих поисках скульптора ведет сила личности, которая становится основой произведения. Художник смело выбирает героя своих произведений, его не смущают уже созданные скульптурные оды других мастеров - так было с Есениным, Горчаковым, Петром I. Диапазон творческих интересов широк и непредсказуем - от Александра Невского до Остапа Бендера. Такой смелый выбор объясняется азартом художника, которому интересно находить для себя что-то новое, совершенствовать свое воображение и мастерство, каждый раз «оживлять» материал. Мастеру близки классические материалы скульптуры - бронза, камень. Находя осязаемую форму образному миру, придавая материальность истории, памяти, чувству, художник исповедует принципы русской академической школы, представителем которой является.

Журнал "ДИ" 9-10, 2003



Возврат к списку

версия для печати