Показ проекта монумента «Памяти жертв трагедии в Беслане» в РАХ

 

Трагедия в Беслане, унесшая жизни сотен невинных людей, из которых большую часть составляют дети, глубоко потрясла весь мир и нашу страну. Первым среди деятелей художественной культуры на это ужасное событие откликнулся в своем творчестве Президент Российской Академии художеств З.К. Церетели.

13 октября 2004 г. в Российской Академии художеств (Пречистенка, 21) Зураб Церетели представил проект своего нового монумента «Светлой памяти жертв трагедии в Беслане». Скульптурная композиция являет собой сложную пластическую структуру, воплотившую тему боли и надежды, смерти и устремленности в вечную жизнь.

По форме скульптура образует некий шлейф, словно комета, устремленная в небеса. В основании монумента - детские игрушки. Плюшевый медвежонок, игрушечный паровозик или лошадка - они напоминают нам хрупкий детский мир, мир добрый и радостный, как и праздник который в мгновение был растоптан. Живо расставленные игрушки создают ощущение, будто дети, ушли ненадолго и сейчас вернуться. Быть может, так хотелось думать родителям, навсегда потерявшим своих детей. Ведь в их сердцах они никогда не умрут. Словно ступени, вырастающие из основания, уходят вверх бронзовые плиты. Благородная статика привносит мемориальный характер в композицию и намеренно вступает в выразительный контраст с энергичной устремленностью всей массы ввысь. Так звучит главная идея монумента - идея восхождения к вечной жизни.

Бронзовые плиты постепенно принимают обобщенные по форме человеческие фигуры. Чем выше они поднимаются, тем сильнее теряют свою телесность, тем менее ясно читаются их очертания, уже образуя пик вихря, который венчают птицы. Птица прочитывается здесь как воплощение человеческого и космического духа, раскрывает свое веками сложившееся в искусстве и мировых религиях символическое значение человеческой души. Монумент, созданный Церетели - посвящение не только погибшим детям, их родителям, но и защищившим их и павшим под пулями террористов воинам. Бронзовые плиты или камни, которые по мысли автора будут расположены в основании монумента, увековечат их имена. Сегодня знаменитые строки о погибших, которые «не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» снова звучат как гимн надежды, которую раскрывает пластическая выразительность новой скульптурной композиции З.К. Церетели.






версия для печати