Эль Греко: альбом. Каптерева Татьяна Павловна.

 

Эль Греко: альбом. Каптерева Татьяна Павловна. М.: Белый город, 2005. 48 с., ил.

Издание посвящено художнику греческого происхождения Доменикос Теотокопулос, прозванному Эль Греко – уникальной и одинокой фигуре в истории мировой живописи. Речь идет о творчестве уроженца острова Крит, работавшем иконописцем, вовлеченном затем в Венеции и Риме в орбиту мощного воздействия культуры позднего Возрождения. Он прожил почти сорок лет в Испании, где расцвело его искусство. Впитавшее в себя византийские традиции, эстетику маньеризма, достижения позднеренессансной Италии в работах Тициана, Тинторетто и Микеланджело, творчество Эль Греко – словно порождено велением кризисного времени.

Автор характеризует его произведения как воплощение самой отвлеченно возвышенной и субъективно-эмоциональной линии восприятия мира в искусстве позднего Возрождения, которую мастер заостряет и исчерпывает до конца, находя при этом возможности для выражения истинно художественной красоты. Не получив признания при королевском дворе в Мадриде, Эль Греко навсегда поселился в древнем Толедо, духовная атмосфера которого оказала на него сильнейшее влияние. Отдельное внимание уделяется ранним созданным в Испании картинам, в которых художник смело преодолевает нормы классической традиции. Обращается внимание на экспрессивную и необычную в произведениях мастера композицию, рисунок, пространство, ритм, пропорции фигур, а также на самое главное в его образной системе – колорит, отличающийся поразительной светозарностью красок. Слава художника достигла вершины после создания в 1586–1588 годах для приходской церкви Сан Томе в Толедо алтарной картины «Погребение графа Оргаса». Автор издания пишет о периоде высокой творческой активности живописца – конце 1580-х – начале 1600 годов, когда он создал монументальные алтарные ансамбли, изображения святых, серии апостолов, сцены религиозного экстаза и покаяния, замечательные портреты. В позднем творчестве Эль Греко восприятие мира окрашивается трагическим чувством обреченности и гибели. Эль Греко не имел последователей. Его искусство в течение трех столетий было почти забыто. Открытие великого художника произошло только в начале ХХ века и стало мировой сенсацией.






версия для печати