БАРОККО
(итал. barocco — причудливый; англ. baroque, фр. baroque, нем. Barock) — художественный стиль, зародившийся в кон. 16 в. в Италии и распространившийся в других странах Зап. Европы до нач. 18 в.; в 17—18 вв. Б. появилось в Вост. Европе, Лат. Америке, отчасти в Сев. Америке и Азии. Б. как искусствоведческий термин распространен в научном лексиконе с кон. 19 в. Введен историками искусства Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Искусство Б. имело в своей основе некоторые черты искусства Возрождения — жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Но если в ансамблях Ренессанса всегда сохранялось четкое расчленение видов искусства, то для Б. характерна значительно большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Эта синтетичность — основополагающая черта Б., которому вместе с тем присущи контрастность, динамичность, напряженность, слияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального, что было способом выражения сложности мироздания, его динамической изменчивости. Искусство Б. отличается пышностью, экзальтацией образов. В архитектуре Б. преобладают эффектный размах, текучесть криволинейных форм, богатство и зрелищность (Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини), слияние объемов и ярусов в одну динамичную массу, преодоление горизонталей с помощью скульптурного декора, необычайное ощущение взаимодействия архитектурной массы и пространства. Именно в эпоху Б. получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли (площадь св. Петра в Риме, Версаль, Петергоф). Для живописи (братья Карраччи, Микеланджело да Караваджо, Питер Пауэл Рубенс, Антонис ван Дейк) характерны монументальность, осязательная пластичность в эффектных декоративных композициях, парадных портретах, контрасты идеального и достоверного. Живописные произведения также активно взаимодействуют с архитектурным пространством: они изначально создавались для определенного типа интерьеров, зрительно увеличивали их пространство, используя перспективные иллюзионистические эффекты. В скульптуре (Лоренцо Бернини) утвердились вещественность, осязаемость в трактовке форм вместе с повышенной эмоциональностью, слиянием мистического и реального, разнообразием фактуры; органичное существование скульптуры в пространстве, слияние с ним особенно ощущается в парковых ансамблях. Проникновению Б. в Россию способствовали преобразования Петра I. Расцвет праздничного, оптимистичного русского Б. приходится на 1740—1750-е гг. Однако в России Б. не существовало в «чистом» виде, а вобрало в себя традиции классицизма 17 в. и черты рококо, что сообщило архитектурным сооружениям особую парадность и торжественность, прямолинейность планов в сочетании с прихотливой нарядностью декора (Бартоломео Франческо Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Знамениты Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754—1762), Большой дворец в Царском Селе (1752—1757) (оба — архитектор Растрелли) и др. Своеобразно преломлены барочные традиции в украинской архитектуре 18 в., где преобладают живописность и декоративность, обильное украшение фасадов лепниной и керамической скульптурой, выдающими влияние народной росписи и резьбы (И. Г. Григорович-Барский). Необычайной пышностью, причудливостью декора отличалось в 17—18 вв. Б. Испании (чурригереско — по имени архитектора Хосе Бенито де Чурригера) и «ультрабарокко» Мексики (архитектор Лоренсо Родригес). Богатая узорность и многоцветность искусства Б. способствовали его проникновению в изобразительный и декоративный фольклор, что породило «народное Б.», особенно распространенное в странах Скандинавии, Вост. Европы, Средиземноморья, Лат. Америки.
|
|
БАГ
БАГЕТ
БА ГУА
БАЗА
БАЗИЛИКА
БАЙТ АЛЬ-МАЛ
БАККАРА
БАКЛАГА
БАЛДАХИН
БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА
БАЛЮСТРАДА
БАЛЮСТРЫ
БАЛЯСИНА
БАНД-Е РУМИ
БАНКО
БАПТИСТЕРИЙ
БАРАБАН
БАРАКА
БАРБАКАН
БАРБИЗОНЦЫ
БАРБЫ
БАРЕЛЬЕФ
БАРМЫ
БАРОККО
БАРХАТ
БАСКУР
БАСМА
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР
БАТИК
БАШНЯ
БЕДНОЕ ИСКУССТВО
БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР
БЕЗОБРАЗНОЕ
БЕЛЬВЕДЕР
БЕЛЬЭТАЖ
БЕМА
БЕМСКОЕ СТЕКЛО
БЕРЁСТА
БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО
БЕТЭЛЬ
БИДЕРМАЙЕР
БИДЗИНГА
БИЖУТЕРИЯ
БИСЕР
БИСКВИТ
БИСТР
БИТУМ
БИТ-ХИЛАНИ
БИФОРИЙ
БЛИК
БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
БОДИ-АРТ
БОДХИ
БОДХИ-ГХАРА
БОРДЮР
БОСКЕТ
БОЧКА
БОШАНЬ СЯН ЛУ
БРА
БРАТИНА
БРУТАЛИЗМ
БУГАКУ
БУДДАПАДА
БУКВИЦА
БУКРАНИЙ
БУЛЕВТЕРИЙ
БУЛАТ
БУЛЬ
БУМАГА
БУНДЗИНГА
БУОН ФРЕСКО
БУРДЖ
БУРХАН
БУСТАН
БУТАФОРИЯ
БУЧАРДА
БЫТОВОЙ ЖАНР
БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ
БЮСТ
|