Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР
Одними из наиболее прославленных являются ковры Дагестана (Кавказ), известные под названием сумахи. Они имеют гладкую лицевую поверхность и мохнатую изнанку. Сумахи изготавливаются переплетением «косички», которое выполняется обвиванием цветным утком каждой пары нитей основы. В основе орнаментальной композиции — геометрически четкие мотивы растительного и животного мира; узор очень разнообразен по цвету и рисунку. В Вост. Европе изготовляют Б. к., называющиеся килимы. Они имеют характерные общие корни в технике выполнения и трактовке узора, тем не менее в каждой стране и даже отдельных районах есть специфические черты в их расцветке и композиции. Изготовление килимов распространено в Болгарии, Молдавии, Белоруссии, на Украине и т. д. Килимы центральных областей Украины украшены геометризованным, асимметричным орнаментом, выполненным на светлых ярких фонах; в Зап. Украине чаще встречаются килимы с геометрическим орнаментом. В Молдавии распространены килимы с крупным цветочным орнаментом на черном фоне. Ткань килима образуется полотняным переплетением, чаще всего со сцеплением цветных утков между собой. Русское народное ковроделие играло значительную роль среди других крестьянских промыслов. Безворсовое ковроткачество развивалось в Сибири, Поволжье и южных губерниях: Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской и др. При всем разнообразии рисунков различных регионов ясно прослеживаются черты, общие для русского ковроделия: повышенная декоративность, яркий, крупный, многоцветный узор; трактовка растительных форм близка к реалистической. В центре композиции ковра — медальон из цветов, по краям узорчатая кайма. Фон чаще всего черный. Часто русские Б. к. называют паласами; тем не менее паласное переплетение, образуемое без сцепления цветных утков по границам рисунка, не является единственным приемом их изготовления в различных районах существуют различные техники ткачества. В Зап. Европе Б. к. появились в средние века. В 12—13 вв. во Франции и Фландрии (Париж, Аррас), позже в Италии, с кон. 15 в. в Брюсселе началось производство Б. к. — картин, называемых шпалерами: их рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, лен, золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу из шерсти и льна. В |
БАГ БАГЕТ БА ГУА БАЗА БАЗИЛИКА БАЙТ АЛЬ-МАЛ БАККАРА БАКЛАГА БАЛДАХИН БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА БАЛЮСТРАДА БАЛЮСТРЫ БАЛЯСИНА БАНД-Е РУМИ БАНКО БАПТИСТЕРИЙ БАРАБАН БАРАКА БАРБАКАН БАРБИЗОНЦЫ БАРБЫ БАРЕЛЬЕФ БАРМЫ БАРОККО БАРХАТ БАСКУР БАСМА БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТИК БАШНЯ БЕДНОЕ ИСКУССТВО БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЛЬВЕДЕР БЕЛЬЭТАЖ БЕМА БЕМСКОЕ СТЕКЛО БЕРЁСТА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО БЕТЭЛЬ БИДЕРМАЙЕР БИДЗИНГА БИЖУТЕРИЯ БИСЕР БИСКВИТ БИСТР БИТУМ БИТ-ХИЛАНИ БИФОРИЙ БЛИК БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА БОДИ-АРТ БОДХИ БОДХИ-ГХАРА БОРДЮР БОСКЕТ БОЧКА БОШАНЬ СЯН ЛУ БРА БРАТИНА БРУТАЛИЗМ БУГАКУ БУДДАПАДА БУКВИЦА БУКРАНИЙ БУЛЕВТЕРИЙ БУЛАТ БУЛЬ БУМАГА БУНДЗИНГА БУОН ФРЕСКО БУРДЖ БУРХАН БУСТАН БУТАФОРИЯ БУЧАРДА БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ БЮСТ |