БЫТОВОЙ ЖАНР
(фр. genre, нем. sittenbild), жанровое искусство — один из традиционных жанров изобразительного искусства, Определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского (в прошлом — дворянского, купеческого, разночинного и т. п.) быта. Истоки Б. ж. есть уже в наскальных писаницах, несущих изобразительную информацию о быте древних охотников и рыболовов, в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и пластике, в средневековой житийной иконе и миниатюре, в пластическом декоре буддийских храмов и в росписях храмов Древней Америки, если они так или иначе показывают жизнь людей, их занятия, быт. Собственно Б. ж. получил свое конкретное историческое содержание и характерные формы лишь как явление светского станкового искусства. Тем не менее его основные черты сложились в миниатюрах, алтарных картинах и рельефах, шпалерах 14—15 вв. (особенно в Нидерландах, Германии, Франции). С 16 в. Б. ж. обособился и в ярких достижениях европейских национальных школ дал высокие образцы изображения реальной современной жизни: в Нидерландах 16 в. в картинах Питера Брейгеля Мужицкого, у итальянца Микеланджело да Караваджо, в 17 в. у фламандцев (Питер Пауэл Рубенс, Якоб Иордане, Адриан Брауэр, Давид Тенирс), у «малых голландцев» (братья Адриан и Изаак Остаде, Герард Терборх, Ян Стеен, Ян Вермеер Делфтский), французов (Луи Ленен), сумевших виртуозно запечатлеть современный крестьянский и бюргерский быт; во французской живописи 18 в., где галантные беседы, популярные «пасторали» и картины домашней жизни обретали изысканность и грациозность, точность наблюдений, легкую ироничность и лирическое очарование (Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Батист Шарден, Оноре Фрагонар); в поэтичных уютных интерьерных сценах немецкого, австрийского, русского бидермайера и романтизма 19 в. Внутренние изменения Б. ж. связаны со сменой стилей, идейно-эстетической проблематики, с изменением круга социальных интересов, симпатий художников и характера их моделей. Внутри Б. ж. существовали широкие возможности для теплого изображения домашнего быта и для любования экзотикой восточных и южных стран, и для сентиментальных переживаний, романтической страсти, а с сер. 19 в. и для утверждения демократических идеалов и аналитического, зачастую критического (см. Критический реализм), изображения общественных отношений и бытовых ситуаций (Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле во Франции, Адольф Менцель в Германии); особенно последовательно социальный Б. ж. развивался в русской живописи 19 в., ориентированной в значительной мере на изображение крестьянского, деревенского быта и жизни разнородного городского люда (А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин и вся плеяда русских художников 2-й пол. 19 в., особенно передвижников); раскрылись возможности поэтизации обыденной жизни, социальной сатиры и тонкого психологического анализа. В кон. 19 — нач. 20 в. возникли новые типы Б. ж. — острохарактерный, чутко улавливающий изменчивые ситуации и психологические нюансы (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар во Франции) и символический, устремленный к вечным тайнам бытия (Поль Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России). Особая традиция Б. ж. сложилась на Востоке (жанр «люди» в Китае, школа укиё-э в Японии). В 20 в. Б. ж., окрашенный местным колоритом, обретал ведущую роль в живописи многих национальных школ. В мексиканской (Диего Ривера), русской (Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, С. В. Герасимов), латышской (Эдуард Калнынь, Янис Паулюк), итальянской (Ренато Гуттузо) живописи выявлялась героизация Б. ж., наполнявшегося бурным содержанием эпохи; стирались границы между Б. ж. и историческим, батальным жанрами. В произведения о труде, о крестьянском быте (напр., в России А. А. Пластов, на Украине Т. Н. Яблонская, в Киргизии С. А. Чуйков) все более проникало отражение реальных трудностей жизни, нарушая направленность фальшивых идиллий официального искусства 1930—1950-х гг. Как противовес идеализации советского быта возник «суровый стиль» советской живописи кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. (Г. М. Коржев, В. И. Иванов, П. Ф. Никонов, В. Е. Попков, в Латвии Эдгар Илтнер, в Азербайджане Таир Салахов); в творчестве молодых художников 1970—1980-х гг. получил широкое распространение Б. ж., проникнутый горькой иронией, сарказмом, ощущением антигуманности окружающей человека среды (Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова, Л. И. Табенкин).
|
|
БАГ
БАГЕТ
БА ГУА
БАЗА
БАЗИЛИКА
БАЙТ АЛЬ-МАЛ
БАККАРА
БАКЛАГА
БАЛДАХИН
БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА
БАЛЮСТРАДА
БАЛЮСТРЫ
БАЛЯСИНА
БАНД-Е РУМИ
БАНКО
БАПТИСТЕРИЙ
БАРАБАН
БАРАКА
БАРБАКАН
БАРБИЗОНЦЫ
БАРБЫ
БАРЕЛЬЕФ
БАРМЫ
БАРОККО
БАРХАТ
БАСКУР
БАСМА
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР
БАТИК
БАШНЯ
БЕДНОЕ ИСКУССТВО
БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР
БЕЗОБРАЗНОЕ
БЕЛЬВЕДЕР
БЕЛЬЭТАЖ
БЕМА
БЕМСКОЕ СТЕКЛО
БЕРЁСТА
БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО
БЕТЭЛЬ
БИДЕРМАЙЕР
БИДЗИНГА
БИЖУТЕРИЯ
БИСЕР
БИСКВИТ
БИСТР
БИТУМ
БИТ-ХИЛАНИ
БИФОРИЙ
БЛИК
БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
БОДИ-АРТ
БОДХИ
БОДХИ-ГХАРА
БОРДЮР
БОСКЕТ
БОЧКА
БОШАНЬ СЯН ЛУ
БРА
БРАТИНА
БРУТАЛИЗМ
БУГАКУ
БУДДАПАДА
БУКВИЦА
БУКРАНИЙ
БУЛЕВТЕРИЙ
БУЛАТ
БУЛЬ
БУМАГА
БУНДЗИНГА
БУОН ФРЕСКО
БУРДЖ
БУРХАН
БУСТАН
БУТАФОРИЯ
БУЧАРДА
БЫТОВОЙ ЖАНР
БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ
БЮСТ
|