Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
БЫТОВОЙ ЖАНР


(фр.
genre, нем. sittenbild), жанровое искусство один из традиционных жанров изобразительного искусства, Определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского (в про­шлом дворянского, купеческого, разночинного и т. п.) быта. Истоки Б. ж. есть уже в наскальных писаницах, несущих изобразительную ин­формацию о быте древних охотников и рыболовов, в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазо­писи и пластике, в средневековой житийной иконе и миниатюре, в пластическом декоре буддийских храмов и в росписях храмов Древней Америки, если они так или иначе показывают жизнь людей, их занятия, быт. Собственно Б. ж. получил свое конкретное историческое содержание и характерные формы лишь как явление светского станкового искусст­ва. Тем не менее его основные черты сложились в миниатюрах, алтарных картинах и рельефах, шпалерах 14—15 вв. (особенно в Нидерландах, Германии, Франции). С 16 в. Б. ж. обособился и в ярких достижениях европейских национальных школ дал высокие образцы изображения реаль­ной современной жизни: в Нидерлан­дах 16 в. в картинах Питера Брейге­ля Мужицкого, у итальянца Микеланджело да Караваджо, в 17 в. у фла­мандцев (Питер Пауэл Рубенс, Якоб Иордане, Адриан Брауэр, Давид Тенирс), у «малых голландцев» (братья Адриан и Изаак Остаде, Герард Терборх, Ян Стеен, Ян Вермеер Делфтский), французов (Луи Ленен), сумев­ших виртуозно запечатлеть современ­ный крестьянский и бюргерский быт; во французской живописи 18 в., где галантные беседы, популярные «пасторали» и картины домашней жизни обретали изысканность и грациоз­ность, точность наблюдений, легкую ироничность и лирическое очарова­ние (Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Батист Шарден, Оноре Фраго­нар); в поэтичных уютных интерьерных сценах немецкого, австрийско­го, русского бидермайера и романтизма 19 в. Внутренние изменения Б. ж. связаны со сменой стилей, идейно-эстетической проблематики, с изменением круга социальных ин­тересов, симпатий художников и ха­рактера их моделей. Внутри Б. ж. существовали широкие возможности для теплого изображения домашнего быта и для любования экзотикой во­сточных и южных стран, и для сентиментальных переживаний, роман­тической страсти, а с сер. 19 в. и для утверждения демократических идеалов и аналитического, зачастую кри­тического (см. Критический реа­лизм), изображения общественных отношений и бытовых ситуаций (Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле во Франции, Адольф Менцель в Германии); особенно по­следовательно социальный Б. ж. раз­вивался в русской живописи 19 в., ориентированной в значительной мере на изображение крестьянского, деревенского   быта   и   жиз­ни разнородного городского люда (А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин и вся плеяда русских художников 2-й пол. 19 в., особенно передвижников); раскрылись возможности поэтизации обы­денной жизни, социальной сатиры и тонкого психологического анализа. В кон. 19 — нач. 20 в. возникли новые типы Б. ж. острохарактерный, чутко улавливающий изменчивые си­туации и психологические нюансы (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ре­нуар во Франции) и символический, устремленный к вечным тайнам бы­тия (Поль Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин в России). Особая тради­ция Б. ж. сложилась на Востоке (жанр «люди» в Китае, школа укиё-э в Японии). В 20 в. Б. ж., окрашен­ный местным колоритом, обретал ведущую роль в живописи многих на­циональных школ. В мексиканской (Диего Ривера), русской (Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, С. В. Герасимов), латышской (Эдуард Калнынь, Янис Паулюк), итальянской (Ренато Гутту­зо) живописи выявлялась героизация Б. ж., наполнявшегося бурным содер­жанием эпохи; стирались границы между Б. ж. и историческим, баталь­ным жанрами. В произведения о тру­де, о крестьянском быте (напр., в России А. А. Пластов, на Украи­не Т. Н. Яблонская, в Киргизии С. А. Чуйков) все более проникало отражение реальных трудностей жиз­ни, нарушая направленность фальши­вых идиллий официального искусст­ва 1930—1950-х гг. Как противовес идеализации советского быта возник «суровый стиль» советской живопи­си кон. 1950-х нач. 1960-х гг. (Г. М. Коржев, В. И. Иванов, П. Ф. Никонов, В. Е. Попков, в Лат­вии Эдгар Илтнер, в Азербайджане Таир Салахов); в творчестве молодых художников 1970—1980-х гг. получил широкое распространение Б. ж., про­никнутый горькой иронией, сарказ­мом, ощущением антигуманно­сти окружающей человека среды (Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова, Л. И. Табенкин).

БАГ БАГЕТ БА ГУА БАЗА БАЗИЛИКА БАЙТ АЛЬ-МАЛ БАККАРА БАКЛАГА БАЛДАХИН БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА БАЛЮСТРАДА БАЛЮСТРЫ БАЛЯСИНА БАНД-Е РУМИ БАНКО БАПТИСТЕРИЙ БАРАБАН БАРАКА БАРБАКАН БАРБИЗОНЦЫ БАРБЫ БАРЕЛЬЕФ БАРМЫ БАРОККО БАРХАТ БАСКУР БАСМА БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТИК БАШНЯ БЕДНОЕ ИСКУССТВО БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР БЕЗОБРАЗНОЕ БЕЛЬВЕДЕР БЕЛЬЭТАЖ БЕМА БЕМСКОЕ СТЕКЛО БЕРЁСТА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО БЕТЭЛЬ БИДЕРМАЙЕР БИДЗИНГА БИЖУТЕРИЯ БИСЕР БИСКВИТ БИСТР БИТУМ БИТ-ХИЛАНИ БИФОРИЙ БЛИК БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА БОДИ-АРТ БОДХИ БОДХИ-ГХАРА БОРДЮР БОСКЕТ БОЧКА БОШАНЬ СЯН ЛУ БРА БРАТИНА БРУТАЛИЗМ БУГАКУ БУДДАПАДА БУКВИЦА БУКРАНИЙ БУЛЕВТЕРИЙ БУЛАТ БУЛЬ БУМАГА БУНДЗИНГА БУОН ФРЕСКО БУРДЖ БУРХАН БУСТАН БУТАФОРИЯ БУЧАРДА БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ПОРТРЕТ БЮСТ

версия для печати