Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ВАЗОПИСЬ

 
декоративная ро­спись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом. Роспись ке­рамических сосудов один из древ­нейших видов декоративного искусства, известный с эпохи неолита. Замечательные образцы ранней живописи на керамических сосудах при­надлежат трипольской культуре в Вост. Европе и культуре Яншао в Китае (IV—III тыс. до н. э.). В. до­стигла высокого развития в странах Древнего Востока, в античном мире, в средневековом Иране, Китае и дру­гих странах Востока, в Древней Америке. На Руси роспись керамики гла­зурями известна с 11 в., в Европе расцвет живописи на майолике начинается с 14 в.

В. обычно называют замечатель­ную античную живопись на вазах. Расцвету древнегреческой В. пред­шествует В. эгейского мира: критские вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) с изысканным стилизованным криволинейным узором, вазы 17—16 вв. до н. э. с изящными изображениями рас­тений и морских животных, вазы «дворцового стиля» (15 в. до н. э.) с мелким растительным орнаментом; в  микенских вазах 14—12 вв. до н. э. совершается переход от образов при­роды к геометрическому орнаменту. Греческая В. органично связывалась с объемной формой сосудов, она от­личается четкой тектоникой, богат­ством ритма, декоративным изящест­вом. Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.) создал замечательные образ­цы линейного узора, нанесенного черным лаком и отличавшегося стро­гой упорядоченностью композиции, четкостью мотивов, размещенных параллельными рядами. Чернофигурный стиль (6 в. до н. э.; черные силу­эты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, белые или пур­пурные детали) выдвинул ряд крупных мастеров (Эксекий, Амасис, Клитий), создавших декоративные и вместе с тем насыщенные яркой об­разностью силуэтные композиции. Краснофигурный стиль (появился ок. 530 г. до н. э.; изображения цвета глины на черном фоне) позволил внести большую свободу и естествен­ность в греческую В.; «строгий стиль» (посл. четв. 6 — нач. 5 в. до н. э.) явился вершиной краснофигурной В. благодаря творчеству Евфрокия, Дуриса, «мастера Брига», создавших наиболее значительные по содержа­нию, лирическому или драматическо­му, сюжетные сцены. В В. «свобод­ного стиля» наиболее интересны изящные и лаконичные рисунки на белых погребальных лекифах 3-й четв. 5 в. до н. э. В кон. 5 — 4 в. до н. э. утверждался «роскошный стиль», отличающийся декоративной пыш­ностью. В. процветала также в Ита­лии в Апулии и Кампанье; сосуды с чернофигурной и краснофигурной росписью были распространены у этрусков.

ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ­НИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОС­ТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА

версия для печати