ВЕНЕЦИАНОВЦЫ
Венециановская школа — ученики и последователи А. Г. Венецианова (1780—1847). Его педагогическая деятельность приходится на 1820—1840-е гг. В русской живописи творчество В. составило целостное направление, сущность которого — любовное, тщательное, поэтическое изображение русской жизни и сельской природы. Излюбленные жанры В. — портрет (часто в интерьере), пейзаж, собственно интерьер, бытовые сцены. Художественная ориентация В., утверждавших в живописи реализм, восходит к работам самого учителя и в большой мере обусловлена его педагогическим методом: ученик работал с натурой на самых ранних этапах, причем под натурой понималось обыденное окружение человека: бытовые предметы, жилой интерьер, вид определенной местности и пр. Это позволило В. избежать условностей академического классицизма. Однако метод А. Г. Венецианова не был огульным отрицанием профессиональной подготовки, принятой в петербургской Академии художеств. В его мастерской, напр., тоже копировали «оригиналы» и рисовали с гипсов. По рекомендации А. Г. Венецианова многие его ученики одновременно занимались в академических классах. К числу наиболее талантливых В. принадлежат: А. А. Алексеев (1811— 1878), Н. С. Крылов (1802—1831), Е. Ф. Крендовский (1810—1870-е гг.), К. А. Зеленцов (1790—1845), Л. К. Плахов (1810—1881), Г. В. Сорока (1823—1864), а также (в своих ранних работах) А. В. Тыранов (1808—1859), А. Н. Мокрицкий (1810—1870), С. К. Зарянко (1818— 1870), получившие позже образование в Академии художеств.
|