Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ВОЗВЫШЕННОЕ


(нем.
Erhabenes, англ., фр. sublime) — категория эстетики, отражающая природные, соци­альные и художественные явления, исключительные по своим количе­ственным и качественным характе­ристикам и выступающие благодаря этому источником особенно сильно­го эстетического переживания. Про­тивоположностью В. является низ­менное.

В. выражает превосходство объ­екта по отношению к воспринимающему его человеку. В природе качес­твом В. обладают, напр., безбрежные просторы неба или моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления (буря, гроза, полярное сияние и т. п.), могучие деревья или животные; в обществен­ной жизни выдающиеся героиче­ские деяния, совершенные ради бла­га людей или торжества общечелове­ческих идеалов, исключительные проявления благородства, бескоры­стия, самопожертвования человека; в искусстве качеством В. обладают мо­нументальные и грандиозные худо­жественные создания. В. присуще многим произведениям, связанным с религией, где оно отождествляется с Богом, горним, божественным нача­лом.

В. свойственна не только внеш­няя исключительность, но и огром­ная внутренняя напряженность, порой трагедийность. В нем максимально, на границе меры, в предельном вы­ражении развиты сущностные свой­ства явлений. В. выходит из ряда повседневных событий жизни, преры­вает ее обыденное течение. Пережи­вание В. вызывает различные оттен­ки удивления, восхищения, восторга, благоговения, подъем и мобилизацию духовных возможностей человека. В. нередко одновременно является и прекрасным. Вместе с тем к нему может примешиваться чувство тревоги, скорби и даже страха, поскольку В. безмерно превосходит воспринимающего его индивида.

Художественное освоение В. по­родило ряд особых жанров искусства. Таковы: героические эпопея, поэ­ма, трагедия, а также ода, гимн в поэзии; оратория, месса, литургия и духовные хоровые циклы в музыке;

монументальные виды архитектуры, скульптуры и живописи, иконы и ико­ностасы. Величественный пафос яв­ляется непременным условием их об­разного строя. Вместе с тем В. может принимать грозно-устрашающие и подавляющие человека формы. В конечном счете В. всегда предполага­ет утверждение силы и могущества человека. Категория В. возникла в позднеантичной эстетике (трактат «О возвышенном», 1 в.) и получила разработку позднее в немецкой класси­ческой эстетике (Кант, Гегель) и в

эпоху романтизма. Примеры В. в ис­кусстве: египетская пирамида Хеоп­са, статуя Колосс Родосский, плафон Сикстинской капеллы Микеланджело, месса Баха, иконостас Успенско­го собора Московского Кремля и т. д.

ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ­НИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОС­ТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА

версия для печати