Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ВОРСОВЫЙ КОВЁР


 —
одна из древнейших разновидностей художественных текстильных изделий. Ко­вер, предназначенный в основном для украшения и утепления жилища, от­ражает глубокие национальные тра­диции разных народов, указывающие на многовековой опыт ковровой тех­ники и орнаментальных композиций. В. к. имеет обычно прямоугольную форму с четким делением на цен­тральное поле и кайму. На централь­ном поле ковра может быть выделен один крупный медальон или разме­щен ритмично повторяющийся по всей плоскости орнамент.

Древнейший из дошедших до нас В. к. ковер, обнаруженный в 1949 г. в царском захоронении Пазырык в курганах Горного Алтая (сер. I тыс. до н. э.). В нем прослеживают­ся все основные элементы ковровой композиции и техники исполнения: ковер соткан равномерными ворсовыми узлами, фон разделен на квадра­ты с изображением лошадей, орлов и оленей, а по широкому бордюру тя­нутся цветы лотоса.

Крупнейшие центры ворсового ковроделия находятся на Среднем Востоке, в Передней Азии и на Кав­казе. Ковер является одним из важнейших видов искусства в мусульман­ском мире. Существует также произ­водство В. к. в Индии и Китае. Веду­щее место в ворсовом ковроделии бесспорно принадлежит Ирану. Пер­сидские (иранские) ковры заключа­ют в себе сложную символику, выра­женную в рисунке и красках, и груп­пируются по типам композиции, за­крепленным в определенных обла­стях (Исфахан, Тебриз, Герат и др.): напр., ковры с медальонами и живот­ными характерны для Тебриза, ков­ры с декором из цветочной вязидля Герата. Среди В. к. Среднего Востока большую известность имеют ковры Туркмении. Они принадлежат к коврам геометрического стиля. Цен­тральное поле ковра заполнено вось­миугольными, овальными или ступенчатыми медальонами (гель), кото­рые расположены повторяющимися рядами. Расцветка туркменского ков­ра основана, как правило, на гамме глубоких красных и коричневых цве­тов. В различных районах Туркмении доминируют различные типы узора В. к., сложившиеся еще у древних ко­чевых племен. На Кавказе центром ковроткачества с древними традици­ями является Азербайджан. Ковры там, как и на всем Среднем Востоке, изготовлялись в крестьянской среде как изделия для бытовых нужд. Во многом они имеют специфические черты, присущие тому или иному центру ковроделия (Куба, Ширван, Гянджа, Казах). Замечательны также ковры Армении и Дагестана.

Отдельную группу В. к. составля­ют ковры Индии, Китая и Вьетнама. Индийские ковры в период моголов (16—18 вв.) испытали сильное влияние иранского искусства, но реали­стические звериные и растительные мотивы и техника исполнения отли­чаются национальным своеобразием. В Иране, Китае, Индии В. к. изго­товлялись вручную на мануфактурах при дворе влиятельных князей.

В России ворсовое ковроделие не имело такого значения в народной традиции, как на Востоке: тем не менее русские ковры с высоким вор­сом, производство которых было со­средоточено в Зап. Сибири (Тюмень) и на Урале, имеют, несомненно, ху­дожественную ценность. Своеобразие русских высоковорсных (махровых, санных и др.) ковров определяется крупным цветовым орнаментом, составляющим букет в центре ковра, и красочностью узора.

Ткань ручного В. к. состоит из ос­новы, утка и ворса. Основа делается из хлопчатобумажной или льняной пряжи, уток из шерсти, реже хлоп­ка или шелка. Лицевая поверхность ковра ручного изготовления образу­ется из отдельных цветных нитей, привязанных узлами к нитям осно­вы. Существуют два основных вида коврового узла: полуторный и двой­ной. После каждого ряда узлов про­низывается нить утка. Затем узлы ровно подстригаются. В. к. выполня­ются на вертикальных или горизонтальных ковровых станах. Важное значение имеют прочность красите­лей и глубина тонов. Ценность В. к. определяется плотностью ворсовых узлов, высотой ворса (у туркменских ковров плотность от 90 до 300 тыс. узлов на 1 м2 при высоте ворса 3— 5 мм), а также колоритом и красотой рисунка.

В Европе В. к. производились зна­чительно реже, чем безворсовые ков­ры. В 1605 г. во Франции основана мануфактура (с 1627 г. называлась Савонри), изготовлявшая В. к. с пыш­ным многоцветным орнаментом (цветы, арабески на коричневом или чер­ном фоне). Под их влиянием созда­вались В. к. Испании и Англии. В 20 в. в Вост. Европе вручную изго­товляются В. к. с геометризованным или стилизованным растительным узором.

ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ­НИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОС­ТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА

версия для печати