ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
(англ. wax painting, фр. peinture a la cire, нем. Wachsmalerei) — техника живописи, где в качестве связующего вещества используется воск. Благодаря малой химической активности воска и его влагоустойчивости произведения В. ж. в течение веков сохраняют первоначальную свежесть цвета, фактуру красочного слоя. В Древнем Египте с 14 в. до н. э. В. ж. служила для окраски фасадов храмов. В Древней Греции воском покрывались в декоративных целях и ради сохранности мраморные сооружения и статуи (этот способ назывался ганосис). В 5 в. до н. э. в Древней Греции была создана техника энкаустики, ставшая на века основным видом В. ж.: знаменитыми ее памятниками были фаюмские портреты и раннехристианские иконы. В средние века прочная, но трудоемкая энкаустика была вытеснена «холодным способом» (восковыми красками на скипидаре) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел). В 20 в. В. ж. применяется гл. обр. при реставрации живописи — для укрепления красочного слоя и восполнения его утрат. Есть также опыты применения В. ж. как в монументально-декоративных росписях, так и в станковых картинах. Важной особенностью В. ж. является возможность писать на разных основах: холсте, мраморе, цементе, дереве, шифере и др.
|