Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
![]() |
ЖИВОПИСЬ
Как явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений в искусстве 20 в., объединяющее разные этнические и культурно-конфессиональные миры, Ж. отнюдь не обязательно включает изобразительное начало. В этом смысле функции и возможности Ж. реалистической и «беспредметной» — от декоративно-орнаментальной до построений абстракционизма чрезвычайно разнообразны. Поэтому можно определить Ж. как вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространственного искусства, не имеющего (в отличие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Ж. отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики — той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку Ж. приобретает некоторый объем благодаря фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функции, как религиозные (в разных культовых системах), так и светские. Основные разновидности Ж. — станковая и монументальная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произведение. В станковой Ж. (картине) такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специальным грунтом), позволяющий свободно перемещать произведения: развешивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой Ж. предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом картины является рама, придающая живописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная Ж. может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монументальной Ж. более прочных (чем для станковой Ж.) материалов и разработки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание атмосферными осадками и другие изменения Ж. во внешней среде (каменная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж из цветных стекол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной Ж. нельзя отделить от его основы (стены, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств — гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единства монументальной Ж. и архитектуры. Основой Ж. может быть и предмет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды Ж. — иконопись, миниатюра, декорационная Ж. (декорация театральная и кинодекорация), диорама и панорама. Ж. обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет (колорит). Ж. может пользоваться как оттенками одного цветового тона, так и системой взаимосвязанных тонов (красочная гамма), неизменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и среде; рефлексы обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность Ж. достигается и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в Ж. связано с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов. Ж. может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои, подмалевок и лессировки. Основные технические разновидности Ж.: масляная живопись (краски на растительном масле как связующем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмульсиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (а секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для исполнения как живописных, так и графических произведений. По традиции основными инструментами Ж. служат кисти различной ширины и мягкости, но употребляются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесения на холст изображений фотохимическим способом. Ж., как и любой вид искусства, оказывает эмоциональное воздействие на зрителей, формируя их духовную культуру и мировоззрение. |
![]() |
ЖАКОБ ЖАЛЦАН ЖАМАТУН ЖАНР ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА ЖЕМЧУЖНИК ЖЕРТВЕННИК ЖИВОПИСНОСТЬ ЖИВОПИСНЫЙ РЕЛЬЕФ ЖИВОПИСЦЫ РЕАЛЬНОСТИ ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОПИСЬ НА ШЕЛКЕ ЖИВОПИСЬ ПО СЫРОМУ ЖИРАНДОЛЬ ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ЖУИ ЖУХЛОСТЬ ЖЭНЬУХУА ЖЮРИ |