ЗАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
(нем. Hallen kirche) — распространенный в 13—15 вв. в Зап. и Центр. Европе тип христианского храма, имеющего общее перекрытие и соответственно центральный и боковые нефы равной высоты. 3. ц. утвердилась рядом с базиликой с повышенным средним нефом в ходе утверждения светских демократических начал в архитекту ре романского стиля. Наиболее ранние образцы: капелла Санкт-Бартоломеус в Падерборне (1017, Вестфалия) и ряд построек 11—12 вв. в Зап. и Юго-Зап. Франции (Нотр-Дам-ла Гранд в Пуатье). В 13 в. преимущественное развитие получила французская традиция — в Германии, Чехии и Скандинавии. Интерьер 3. ц. отличается целостностью пространства, равномерно освещаемого через стенные оконные проемы; опорные столбы в 3. ц. связаны только со сводами, ощущения устремления вверх и вперед к алтарю значительно смягчены, пространство храма равномерно ориентировано на все стороны; в Мекленбурге (Сев.-Вост. Германия) это привело даже к отказу от алтарного хора (церковь Санкт-Мариен в Грайфсвальде, кон. 13 в.). Подобный архитектурный тип хорошо отвечал задачам приходского храма с его более камерной и будничной функциональной жизнью. С 14 в. позднеготическая 3. ц. получила распространение по всей Германии и Зап. Польше (костел Девы Марии в Гданьске, 1343—1502).
|
|
ЗАВИТКИ
ЗАВИЯ
ЗАКОМАРА
ЗАКРЕПИТЕЛЬ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ
ЗАЛ
ЗАЛОМ
ЗАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ
ЗАМОК
ЗАМЫСЕЛ
ЗАНАВЕС
ЗАПИСИ
ЗАРИСОВКА
ЗАСТАВКА
ЗАТЯЖКА
ЗАУСЕНИЦЫ
ЗВЕЗДИЦА
ЗВЕРИНЫЙ ГОН
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
ЗВОННИЦА
ЗЕМЛЯНОЕ ИСКУССТВО
ЗЕРКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
ЗЕРНЬ
ЗИЙАРАТХАНА
ЗИККУРАТ
ЗИЛЛИДЖ
ЗЛОТОУСТОВСКАЯ ГРАВИРОВКА ПО МЕТАЛЛУ
ЗНАК
ЗНАТОЧЕСТВО
ЗОДЧЕСТВО
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
ЗОЛОЧЕНИЕ
ЗООМОРФИЗМ
ЗОФОР
ЗУБАТКА
ЗУБЧИКИ
|