КАЛАМКАР
калемкар (перс. от «кисть» или «перо» и «работа»), в искусстве Ирана и Индии 17 – нач. 20 в. хлопчатобумажное панно ручной набойки. К. широко использовался в качестве завес и покрывал, заменяя дорогостоящие ковры и ткани. Композиция декора с большим центральным полем и многополосной каймой повторяет схему большого ворсового ковра. Декор создавали последовательным нанесением черной, красной, синей и желтой красок (растительные красители); оттенки зеленого получали совмещением синих и желтых оттисков. Для иранских К. характерно сочетание росписи каламом и набойки (штампы из грушевого дерева); для индийских – контурного рисунка тростниковым пером по припороху и окраски в несколько этапов техникой резервирования рисунка воском и протравами. Сюжетные композиции напоминают лубок, орнаментальные – отличаются устойчивым набором крупных цветочных мотивов.
|