КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
— традиционный русский народный художественный промысел глиняной игрушки с центром в г. Каргополь Архангельской обл. Его происхождение на Каргополье связано с богатыми местными залежами глин, которые определили его широкое развитие уже в 19 в. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов, барынь, которые продавались на базарах и ярмарках. Сохранились образцы игрушек кон. 19 — нач. 20 в.: небольшие статичные фигурки людей, животных, повозки и т. д., созданные в дер. Гринево в 17 км от Каргополя. В 1930-х гг. потомственный гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные фигурки отмечены единством стиля: крестьянки и крестьяне, охотники представлены с поразительной остротой характеристик; животные — кони, коровы — наделены индивидуальными признаками; композиции «Отдых», «Кормилица», «Катанье» свободны и живописны. Все эти произведения рассчитаны на единую точку зрения, приземисты, сдержаны по расцветке. Они лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжигались и покрывались белой краской. До кон. 1970-х гг. работала гриневская мастерица У. И. Бабкина; ее произведения — сказочные полканы и птицы, собаки, медведи, гармонисты, всадники, катания, кадрили поражают живостью и теплотой, мягкостью трактовки образов. Промысел К. и. существовал в дер. Гринево, Погост, Печниково, Мосеево, Олехово, Коншино, Гарь, в Каргополе. Ныне К. и. изготовляют в гончарном цехе, возникшем в Каргополе в 1966 г. (входит в состав архангельского предприятия народных художественных промыслов («Беломорские узоры»), а также в Каргопольской школе искусств. Однако зачастую такие игрушки копируют лишь внешние признаки каргопольской пластики. Наибольшей традиционностью образов обладают игрушки А. Ф., В. Д. и В. В. Шевелевых, возрождающих народное искусство Каргополья.
|