КАРИКАТУРА
(ит.caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа и художественной гиперболы. К. — изображение, в котором сатирический и комический эффекты намеренно создаются преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями, уподоблениями, метафорами, соединением реального и фантастического. Основная форма К. — газетно-журналь ная графика, но она представлена также в сатирической живописи и мелкой пластике, в плакате и даже в монументальной живописи. Расцвет К. обычно совпадает с крупными общественными событиями, с борьбой социально-политических сил. Зарождение К. восходит к античной культуре, но становление жанра К. относится ко времени крестьянской войны в Германии (1524—1526), революций 16—18 вв. в Нидерландах, Англии и Франции; в «летучих листках», народных картинках этого времени прослеживается связь К. с фольклором, лубком, что возрождалось и позже в К. времени военных конфликтов и революций. Эстетическая ценность К. впервые определилась в Англии 18 — нач. 19 в. (Уильям Хогарт, Джеймс Гилрей, Томас Роулендсон), затем в пору наполеоновских войн в России (И. И. Теребенев, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов) и в Испании, где Франсиско Гойя создал шедевры сатирического гротеска. В 19 в. во Франции Оноре Домье, Поль Гаварни, Изидор Гранвиль, в России Н. А.Степанов, П. М. Шмельков, А. И. Лебедев запечатлели в язвительных портретных шаржах, бытовых и политических К. множество обобщенных социальных типов своей эпохи. В нач. 20 в. эту традицию развили карикатуристы журналов «Симплициссимус» (Германия, основан в 1896 г., Олаф Гульбрансон, Томас Теодор Хайне), в России — «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый Сатирикон» (1913—1918), авторы политических К. в революционных журналах 1905—1907 гг. (Е. Е. Лансере, В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин). После 1917 г. в России развивалась советская К. (Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, В. В. Маяковский, И. А. Малютин, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты), в 1920—1930-х гг. и в годы второй мировой войны ведущую роль играла К., направленная против социальной несправедливости и фашизма (в США Уильям Гроппер, Фред Эллис, в Германии — Жорж Гросс, Генрих Цилле, в Англии Дейвид Ло, во Франции Жан Эффель, в Болгарии Илия Бешков, в СССР Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, Л. В. Сойфертис). В 1980-х — нач. 1990-х гг. объектами К. стали догматизм, волюнтаризм и господство стереотипов, свойственные ушедшему тоталитарному режиму (сатирический плакат, журнально-газетная К.).
|