КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
(от греч. kinetikos — приводящий в движение) — направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и др. элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во 2-й пол. 1950-х гг., однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме, Баухаузе, дадаизме. В К. и. движение вводится по-разному. Некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие — колебаниями воздушной среды. В произведениях Якова Агама, Хулио Ле Парка, Хесуса Рафаэля Сото форма оптически меняется при изменении местонахождения зрителя. Наибольшее распространение получили конструкции, приводимые в движение мотором или электромагнитными силами (Жан Тенгли, Такис, Гюнтер Юккер, Поль Бюри). Во многих случаях иллюзия движения возникает благодаря меняющемуся освещению; здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации ярмарок, промышленных экспозиций, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров. Работы монументального характера были созданы французским кинетистом Никола Шеффером («Кибернетическая башня» и оформление фасада Дворца конгрессов в Льеже). В Советском Союзе в 1960-х гг. действовала группа кинетистов «Движение».
|