КОВКА
— один из способов обработки металлов, при котором заготовка (холодная или нагретая) под ударным воздействием молота или пресса деформируется и постепенно приобретает необходимую форму, размеры и механические свойства. К. может быть ручной и механической. Ручная К. с древнейших времен была одним из важнейших способов художественной обработки металлов, изготовления разнообразных изделий, произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства. С IV—III тыс. до и. э. в Египте, Месопотамии. В Малой Азии известна холодная К. меди и метеоритного железа; индейцы Сев. и Юж. Америки знали К. самородного железа. В I тыс до н. э. сложилось замечательное искусство кузнецов Европы, Азии и Африки, обрабатывавших сыродутное железо, медь, серебро, золото; переворот в искусстве К. связан с распространением стали. Средние века — время расцвета кузнечного мастерства: виртуозно, с тонкими деталями выковывались утварь, оружие, доспехи, украшения, бытовые предметы (молотки, замки, канделябры, флюгера и т. д.), решетки, двери, ворота; изделия украшались рельефами, просечным узором, насечкой, росписью. Многие города стали центрами кузнечного ремесла: Дамаск, Милан, Аугсбург; Тула славилась оружием, Нюрнберг, Венеция — бытовыми изделиями, Толедо, Прага — решетками, Герат, Мосул — утварью. В 15 — нач. 19 в. были созданы крупные шедевры художественной К. ограды, ворота, фонари в Версале, Париже, Нанси, Петербурге, Царском Селе. Традиции искусства К. сохранялись до 19 в. в народном искусстве (светцы, крюки). В 19 в. ручная К. вытеснялась штамповкой и литьем. В 20 в. возродился интерес к ручной К. в России (И. С. Ефимов, В. П. Смирнов), Германии (Фриц Кюн).
|