КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР
— ордер в римской системе ордеров (в греческой системе отсутствует). Римский архитектор Витрувий не упоминает его как отдельный ордер, и только в 16 в. итальянский архитектор Себастьяно Серлио разрабатывает для него особые правила построения. По форме и пропорциям К. о. близок коринфскому; отличается от него лишь формой капители, в которой к коринфскому колоколу с листьями добавлены сверху ионические эхин и подушка с волютами (см. Композитная капитель). Сходство К. о. с коринфским побуждало теоретиков рассматривать его как вариант или даже как искажение коринфского. Даже в тех системах; где К. о. придавался самостоятельный статус, его положение относительно коринфского ордера не было неизменным. Вначале многие теоретики (в т. ч. итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио) интерпретировали его как самый легкий и стройный ордер, но, начиная с Винченцо Скамоцци, он стал оцениваться как второй по легкости после коринфского; отсюда неопределенность его места в суперпозиции — то над коринфским ордером, то прямо под ним. Критика К. о. 17 в. как чуждого духу подлинной классики и вычурного в 18 в. приводят к постепенному отказу от него; лишь с появлением в 1850-х гг. «необарокко» К. о. возвращается в ордерную практику.
|