КОМПОЗИЦИЯ
(лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. К. — важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе К., определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. К. — важнейший элемент стиля, содержащий в себе его определяющие признаки. К. обладает сложной структурой, определяемой в каждом виде искусства своими факторами (в живописи — сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т. д.). К. активно взаимодействует с другими закономерностями вида искусства (в скульптуре моделировка, анатомия пластическая, в живописи колорит, светотень и т. д.).
В эпохи господства религиозных функций в искусстве К. произведений подчинялась каноническим нормам иконографии (Древний Восток, средние века). На основе общих закономерностей искусства и его восприятия в эпоху Возрождения разрабатываются нормы К. В искусстве классицизма они были возведены в вечные правила, композиционные условности (единая точка зрения, уравновешенность пластических масс, статичные геометрические построения — пирамида, горизонтали и вертикали). В эпоху романтизма начинается пересмотр этих норм.
К. активно влияет на процесс восприятия произведений. Диагональная К. барокко вызывает ощущение порыва, экспрессивного движения; К., развернутая слева направо и снизу вверх, создает ощущение подъема и т. д. К. — важнейшая область изучения при стилистическом анализе.
|