КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
— основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства. Возникла в Визан тии, определившись в основных чертах к 5 в. (церковь Хосиос Давид в Салониках, 5—6 вв.). Срединный квадрат пересечения взаимно перпендикулярных сводчатых рукавов, в плане образующих крест, перекрыт куполом, опирающимся на четыре свободно стоящих столба, соединенных арками. Переходом от арок к барабану купола служат паруса. Угловые помещения между рукавами креста перекрываются сводами или небольшими куполами. Геометрическая символика внешней центрически-организованной пирамидальной композиции и вертикально ориенти рованного архитектурного пространства, замкнутого плоскостями мощных стен, преобразуется в интерьере в образное целое — символ христианского космоса; этот образ выражен строго канонической системой росписей, мозаик и убранства храма (изображение Христа-Пантократора в куполе, четырех евангелистов на парусах, страшного суда на западной входной стене и т. д.). Окончательно Сформировавшийся в 9—12 вв. в константинопольской школе тип К.-к. х. варьировался: известны храмы с куполом на парусах, опирающимся на четыре столба (Константинополь, северный храм монастыря Липса, 908 г.) или на свободно стоящие колонны (церковь Теотокос монастыря Хосиос Лукас в Греции, ок. 1040), а также с куполом на тромпах, опирающимся на восемь опор (церковь монастыря Дафни в Греции, 2-я пол. 11 в.), храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены, храмы, в которых добавлено по 2 столба со стороны апсид и входа. В разных своих вариантах тип К.-к. х. получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, на Кавказе. Несмотря на жесткость христианского канона, храмовое зодчество этих регионов имеет национальную специфику, а многие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
|