Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
КРИТИКА
Критические заметки, характерные для многих древних текстов, касающихся искусства, часто встречаются в частных письмах. Эпистолярный характер носят и суждения итальянского писателя 16 в. Пьетро Аретино, которого часто называют «отцом художественной К.». В 18 в., в эпоху Просвещения, складывается жанр критического обзора выставок («Салоны» Дени Дидро во Франции). К. обретает все большую влиятельность, оказывая самое непосредственное воздействие на формирование новых направлений в искусстве. В 19 в. такие писатели и критики, как Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Эмиль Золя во Франции, Джон Рескин в Англии или В. В. Стасов в России, становятся властителями дум целых поколений мастеров искусства романтизма и реализма. Взаимосвязь искусства и К. всемерно активизируется в эпоху модерна (А. Н. Бенуа в России). Дополнительный импульс этому взаимодействию в наш век придает расширяющийся диапазон средств массовой информации, как газетно-журнальных, так и радиоте левизионных. К. является неотъемлемой стороной развития художественной культуры, формой самосознания ее дея телей. Она способна существенно влиять как на движение самого искусства, так и на вкусы, оценки, ми росозерцание зрителей. К. пропаган дирует и истолковывает творчество, поддерживает одни явления и негативно оценивает другие. Поэтому она оказывает влияние на то или иное направление искусства, так же как и на его художественную ценность и соответствие идеалу. Тем самым на К. ложится огромная общественная ответственность. От ее деятелей требуется подлинный профессионализм как в смысле владения спецификой искусства, досконального знания его, так и в смысле мастерства его анали за и раскрытия для зрителей. Оценка искусства основана на познании его: чем глубже познание, тем вернее оценка. В К. недопустимы субъективизм, произвол оценок и вкусов. Объективность К. основана на знании ее деятелями законов искусства, на научности мировоззренческого подхода к творчеству, на тесной связи К. с теорией и историей искусства. Объективность К. не исключает, а, наоборот, предполагает личное отношение критика к явлениям художественного творчества, индивидуальные формы и методы критического анализа, литературную одаренность критика. Объективность выражается в соответствии критических суждений истинной сути художественных явлений, в глубине их анализа и высоте критериев их оценки. Большое значение имеет для К. и взаимосвязь со всеми науками, изучающими виды художественной деятельности, а также со смежными научными дисциплинами. Талантливая, профессиональная, объективная художественная К. — мощный стимул развития искусства. |
КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ |