Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ОБРАЗ художественный
Неотъемлемое свойство искусства, О. исторически развивается вместе с ним и обладает своими особенностями в различных стилях, жанрах и направлениях. Он неодинаков также в разных видах искусства, зависит от предмета и материалов того или иного вида художественного творчества. О. — результат художественного обобщения, восхождения от единичного явления к типическому, идеальному, воображаемому бытию; но он неотделим от своего материального воплощения и предстает как живое индивидуальное явление, как организм, существующий по своим собственным законам, наделенный гармонией целого и составных частей, убеждающий в собственной достоверности и возникающий как выражение духовного мира автора, соединенное с изображением реальных, фантастических или символических феноменов бытия. При анализе художественного произведения разделяют О. как сущность произведения в целом и отдельные О. составляющих его начал — природы, предмета, среды, персонажей или к.-л. важных для общего О. факторов. Отражение действительности в О. составляет специфическую природу искусства. В этом смысле художественность неотделима от образности, без О. нет искусства. В отличие от научных понятий, отвлекающихся от непосредственно воспринимаемого, О. сохраняют богатство чувственных качеств окружающего мира и выражают эмоционально-личностное отношение к действительности. Всеобщее дано в них не само по себе, не абстрактно, а как бы «светится» через чувственную оболочку реальных явлений, «угадывается» в них как глубинный смысл бытия. О. всегда так или иначе соотносится с объективно существующими в мире прообразами (О. всегда есть О. чего-то). Однако он не является механическим слепком внешней реальности или копией к.-л. единичного объекта. Действительность в искусстве преображена творческим сознанием художника, как бы «восполнена» его фантазией и выступает в ее типических чертах. Это позволяет воспроизвести окружающий нас мир не только со стороны явления, но и со стороны сущности, которая в жизни не всегда схватывается чувственным восприятием, в искусстве же непременно раскрывается через его чувственно воспринимаемую форму. Не тождественный реальным явлениям жизни, О. в этом смысле и «похож» и «не похож» на них. Он отличается от знака тем, что не просто обозначает или замещает к.-л. явление, а воссоздает реальные качества объекта. Знак безразличен для обозначаемого и в принципе может быть заменен другим знаком. Применительно к О. это невозможно. Нельзя изменить композицию картины «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова или цветовой строй «Сирени» М. А. Врубеля, не разрушив при этом весь художественный замысел произведения. В пределах верности правде жизни О. могут обладать разной степенью специфической условности. В одних случаях они тяготеют к повествовательной описательности, в других — к метафорической ассоциативности и символике. Решающими для их эстетической оценки являются их правдивая выразительность и художественная сила. Восприятие произведения искусства делает О. всеобщим достоянием. Но оно также является творческим процессом, и О., воплощенные в произведении, входят в сознание в особой интерпретации. Поэтому одни и те же О. по-разному воспринимаются людьми разных эпох, стран и национальных культур. Эти различия не отменяют, однако, объективного содержания О. и правомерны лишь в его границах. Шедевры искусства характеризуются богатством и силой О., глубоко влияющих на формирование духовного мира людей. Поэтому они живут на протяжении многих эпох, сохраняя свою художественную силу. |
ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ |