ОФОРТ
(фр. eau forte, букв. — крепкая водка, т. е. азотная кислота) — вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. О. — способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. На полированную пластину (доску из цинка, меди) наносят кислотоупорный лак (грунт), который процарапывается стальной гравировальной иглой до металла в технике штрихового рисунка в соответствии с задуманным изображением. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту, медную — в раствор хлорного железа. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, затем покрывают доску увлажненной бумагой и получают оттиск на металлографическом станке. Варьируя продолжительность травления разных участков доски, получают штрихи различной силы и сочности. Общий эффект может дополняться затяжкой, общим тоном. Наряду с игловым (штриховым) О. в понятие О. часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, мягкий лак, часто О. сочетают с сухой иглой и резцовой гравюрой. О. дает большие возможности художнику, склонному к живописному видению мира, благодаря богатой тональной шкале,свободе, тонкости и изяществу штриха, непринужденности офортной линии. О. способствует достижению широких градаций в эмоциональном строе образа. Соединение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени; применение сухой иглы сообщает штрихам особую бархатистость; многократное травление создает богатую фактуру. Первые О. выполнили в нач. 16 в. Даниель Хопфер и Альбрехт Дюрер, использовав для этой цели железные доски. Расцвет О. относится к 17 в. Выдающиеся офортисты Франции — Жак Калло, Голландии — Херкюлес Сегерс, Рембрандт, Фландрии — Антонис ван Дейк. Первым офортистом в России в 17 в. был Симон Ушаков. В 18 в. распространение получил цветной О.; большой эмоциональной выразительности и виртуозности достигли в Италии Джованни Баттиста Пиранези, Джованни Баттиста Тьеполо, во Франции Габриель де Сент-Обен, Оноре Фрагонар, в Испании Франсиско Гойя. В 17—18 вв. офортисты работали с медными, ас 19 в. — с цинковыми пластинами. В 19 — нач. 20 в. в О. активно работали Жан Франсуа Милле, Камиль Коро, Шарль Франсуа Добиньи, Камиль Писсарро (Франция), Адольф Менцель, Кете Коль-виц (Германия), Андерс Цорн (Швеция), Фрэнк Брэнгвин (Англия), И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов (Россия), Т. Г. Шевченко (Украина); к О. обращались Пабло Пикассо, Анри Матисс, М. 3. Шагал, Джорджо Моранди и другие крупнейшие художники 20 в.
|
|
ОБЕЛИСК
ОБЛИЦОВКА
ОБЛОЖКА
ОБЛОМЫ архитектурные,
ОБМАНКА
ОБМЕРЫ
ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА
ОБОБЩЕНИЕ
ОБОИ
ОБРАЗ художественный
ОБРАЗЕЦ
ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
ОБРАТНЫЙ НАБОР
ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА,
ОБЪЁМ
ОВДАН
ОВЫ
ОГРАНКА
ОДЕЖДА
ОДЕОН
ОЖИВКИ
ОЗНАМЁНКА
ОЙКОС
ОЙНОХОЯ
ОКЛАД
ОКНО
ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД
ОЛЕОГРАФИЯ
ОПАК
ОПАЛУБКА
ОПАК
ОПАЛУБКА
ОП-АРТ
ОПИСЬ
ОППИДУМ
ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
ОРДЕР
ОРДЕРНАЯ АРКАДА
ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ
ОРИГИНАЛ
ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА
ОРИЕЛЬ
ОРНАМЕНТ
ОРТОСТАТ
ОРФИЗМ
ОРХЕСТРА
ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ,
ОСНОВА,
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
ОССУАРИЙ
ОСТРОГ
ОТБОРКА
ОТВЕС
ОТЛИВКА
ОТМЕТКИ
ОТНОШЕНИЯ
ОТПЕЧАТОК,
ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ
ОТТЕНОК
ОТТИСК
ОФОРМИТЕЛЬ
ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
ОФОРМЛЕНИЕ
ОФОРТ
ОФСЕТ
ОХЛУПЕНЬ
ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ
ОХРЕНИЕ
ОЧЕЛЬЕ
|