ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
— русский народно-художественный промысел лаковой миниатюрной живописи. Палех — пос. в Ивановской обл., старинный центр владими ро-суздальского иконописания, секреты которого передавались из поколения в поколение. Палехские мастера бывали и царскими иконописцами. После 1917 г. иконописцы-крестьяне стремились найти применение родовому мастерству, с 1922 г. перешли к миниатюрной живописи яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше, вскоре принесшей Палеху мировую известность. Богатый опыт русской иконописи (линей ность, узорность, драгоценная свето носность красок) сочетается с черным лаковым фоном как элементом палех ского стиля. В декоративно-прикладном творчестве Палеха миниатюра сочетается с объемной формой предмета. В 1924 г. была образована Палехская артель древней живописи (в 1932—1934 гг. реорганизована в Палехское товарищество художников, в 1952 г. образовано отделение Союза художников). Старейшие мастера П. м. — И. И. Голиков, И. М. Баканов, И. В. Маркичев, И. И. Зубков, А. В. Котухин, А. А. Дыдыкин, И. П. Вакуров — определили круг тем П. м.: история, фольклор, сказка, песня. Особое место заняли пушкинские образы. В соответствии с тематикой формировался символический, иносказательный, повествовательный характер образов, определилось декоративно-орнаментальное начало,тонкая узорность стиля; условность пространственных отношений связана с эпическим строем миниатюры, ее древними традициями. Испытав в 1930—1950-х гг. воздействие реалистического станковизма, художники Палеха позже обратились к возрождению традиции. В поселке есть художественная школа и музей искусства Палеха.
|