ПЕЙЗАЖ
— жанр изобразительного искусства, гл. обр. станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые П. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить сельский, городской П. (в т. ч. ведуту), архитектурный, индустриальный; особую область составляют изображения водной стихии — морской (м а р и н а) и речной П. Облик Земли давнего прошлого, вечные, неизменные законы природы — темы исторического П., а при устремленности авторского воображения к картинам будущего мира — темы фантастического, или футурологического, П. Особую область представляет космический, астральный П. — видимое с земли или мыслимое небесное, звездное пространство, изображения далеких планет. Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере технического прогресса.
В древности и в средние века элементы П. можно обнаружить в росписях храмов, дворцов, богатых домов, в иконах и чаще всего в миниатюрах. С 16 в. (Питер Брейгель в Нидерландах, Альбрехт Альтдорфер в Германии) и особенно в 17—18 вв. (Питер Пауэл Рубенс во Фландрии, Ян ван Гойен, Рембрандт, Якоб ван Рёйсдал в Голландии, Никола Пуссен, Клод Лоррен во Франции, Франческо Гварди в Италии) П. становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления (лирический, героический, документальный П.). В 19 в. творческие открытия мастеров П., насыщение его идейной, социальной проблематикой, завоевание пленэра — естественной природной среды (барбизонцы, Камиль Коро во Франции, А. А. Иванов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин в России) завершились достижениями импрессионизма (Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар во Франции), открывшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы. Крупные мастера пейзажной живописи кон. 19 и 20 в. (Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Анри Матисс во Франции, М. С. Сарьян в Армении, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих, Н. П. Крымов в России) строят свои концепции пейзажа на основе философских концепций мироздания, расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи, включают ее в эстетические системы новейшего искусства. Традиции русского П. расширили и обогатили размышлениями о судьбах родной земли А. А. Рылов, А. П. Остроумова-Лебедева, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека.
|
|
ПАВИЛЬОН
ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ
ПАВОЛОКА
ПАГОДА
ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА
ПАДУГА
ПАЙЛОУ
ПАЛАС
ПАЛАТА
ПАЛАТЫ
ПАЛАЦЦО
ПАЛЕСТРА
ПАЛЕТКА
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
ПАЛИТРА
ПАЛИЦА
ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ
ПАЛЛАДИАНСТВО
ПАЛЬМЕТТА
ПАМЯТНИК
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК
ПАНАГИЯ
ПАНДА
ПАНДАТИВ
ПАНДЖАРА
ПАНДУС
ПАНЕЛЬ
ПАНИКАДИЛО
ПАННО
ПАНОРАМА
ПАНТЕОН
ПАНТОГРАФ
ПАПЕРТЬ
ПАПИРУС
ПАПИРУСОВИДНАЯ КОЛОННА
ПАПЬЕ-МАШЕ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ПАРАПЕТ
ПАРИАН
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА
ПАРКЕТ
ПАРСУНА
ПАРТЕР
ПАРТИЙНОСТЬ
ПАРУС
ПАРЧА
ПАСПАРТУ
ПАССАЖ
ПАСТЕЛЬ
ПАСТОЗНОСТЬ
ПАСТОРАЛЬ
ПАТИНА
ПАТИНИРОВКА
ПАТИНИРОВКА
ПАТИО
ПАХСА
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК
ПЕКТОРАЛЬ
ПЕЛЕНА
ПЕЛИКА
ПЕНСИОНЕР
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
ПЕРГАМЕНТ
ПЕРГОЛА
ПЕРЕВОД
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ
ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
ПЕРЕПЛЁТ
ПЕРИПТЕР
ПЕРИСТАСА
ПЕРИСТИЛЬ
ПЕРО
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
ПЕРСПЕКТИВА
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ
ПЕРФОРМАНС
ПЕТРОГЛИФЫ
ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА
ПЕШТАК
ПИАЛА
ПИГМЕНТ
ПИКСИДА
ПИКТОГРАФИЯ
ПИЛОН
ПИЛЯСТРА
ПИНАКЛЬ
ПИНАКОТЕКА
ПИНАКС
ПИРАМИДА
ПИРОН
ПИСАНКА
ПИТТУРА КОЛЬТА
ПИФОС
ПЛАВЬ
ПЛАКАТ
ПИСАНИЦЫ
ПЛАКЕТКА
ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА
ПЛАН
ПЛАНЫ
ПЛАСТИКА
ПЛАСТИЛИН
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
ПЛАСТИЧНОСТЬ
ПЛАТЕРЕСКО
ПЛАФОН
ПЛАЩАНИЦА
ПЛЕНЭР
ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ
ПЛИНТ
ПЛИНФА (греч. plinthos — кирпич)
ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ
ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА
ПЛОЩАДЬ
ПЛЮР (фр. pelure)
ПОВАЛ
ПОВАЛУША
ПОВТОРЕНИЕ
ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ
ПОДДЕЛКА, фальсификац
ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ
ПОДЗОР
ПОДИУМ
ПОДКЛЕТ
ПОДЛИННИК
ПОДМАЛЁВОК
ПОДПИСЬ
ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ
ПОДРАМНИК, подрамок
ПОДУШКА
ПОЗДНЯЯ ГОТИКА
ПОЗИРОВАТЬ
ПОЗОЛОТА
ПОКРОВ
ПОЛИВА
ПОЛИГРАФИЯ
ПОЛИПТИХ
ПОЛИХРОМИЯ
ПОЛИЦА
ПОЛКА
ПОЛНЫЙ ОРДЕР
ПОЛОТЕНЦЕ
ПОЛОТНО
ПОЛОЧКА
ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
ПОЛУКОЛОННА
ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО
ПОЛУТЕНЬ
ПОЛУТОН
ПОЛУФАЯНС
ПОЛУФРОНТОН
ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА
ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО
ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ
ПОНДЕРАЦИЯ
ПОНОВЛЕНИЯ, записи
ПОП-АРТ
ПОРЕБРИК
ПОРТАЛ
ПОРТАЛ театральный, портал сцены
ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС
ПОРТИК
ПОРТРЕТ
ПОСРЕДНИЧЕСТВО
ПОСТАМЕНТ
ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОТИР
ПОТАЛЬ
ПОЧЕРНЕНИЕ
ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩНИК
ПОЯСОК, л и с т е л ь
ПРАДАКШИНАПАДХА
ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН
ПРАНГ
ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН
ПРАТИКАБЛЬ
ПРАЧЕДИ
ПРЕДЕЛЛА
ПРЕДРОМАНТИЗМ
ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА
ПРЕКРАСНОЕ
ПРЕРАФАЭЛИТЫ
ПРЕСБИТЕРИЙ
ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО
ПРЕСТОЛ
ПРИДЕЛ
ПРИЁМ
ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ПРИМИТИВ
ПРИМИТИВИЗМ
ПРИПОРОХ
ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА
ПРИТВОР
ПРИЧЕЛИНА
ПРОБЕЛКА
ПРОБНЫЙ ОТТИСК
ПРОГРАММА
ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА
ПРОЕКТ
ПРОЕКЦИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО
ПРОМЫВКА
ПРОМЫСЕЛ
ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА
ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО
ПРОНАОС
ПРОПИЛЕИ
ПРОПИСИ
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИРКУЛЬ
ПРОПОРЦИЯ
ПРОРИСЬ
ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН
ПРОСКЕНИЙ
ПРОСПЕКТ
ПРОСТИЛЬ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА
ПРОСТРАНСТВО
ПРОТОМА
ПРОТОРЕНЕССАНС
ПРОФИЛИ
ПРОФИЛЬ
ПРЯМАЯ РУБКА
ПРЯМОЙ НАБОР
ПСЕВДОГОТИКА
ПСЕВДОДИПТЕР
ПСЕВДОПЕРИПТЕР
ПСЕВДОСТИЛИ
ПСИКТЕР
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
ПУАНТИЛИЗМ
ПУНКТИР
ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА
ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА
ПУНСОН
ПУРИЗМ
ПУТТИ
ПУЧОК КОЛОНН
ПУЭБЛО
ПЬЕДЕСТАЛ
ПЬЕТА
ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН
ПЯТА
|