ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК
английский парк, «натуральный сад — парк с живописной планировочной композицией, созданной как подражание естественной природе: особенности П. п. — извилистые аллеи и дорожки, свободные формы прудов, каналов, зеленых насаждений, лужаек, асимметричная композиция, непредсказуемая смена видов и т. д. Растения в П. п. находятся в своем естественном состоянии, в отличие от регулярного парка, где им придаются геометрически-правильные формы. Важной чертой п. п. также является его органическое включение в окружающий пейзаж. П. п. возник в Англии на рубеже 17 и 18 вв. как реакция на формализованность и жесткость композиции регулярных парков. Уход за П. п. дешевле, чем за регулярным, что содействовало его популярности в условиях массового переустройства усадеб. Идеологической основой рождения П. п. было просветительское учение о «естественном человеке» и его слиянии с природой, разработанное в Великобритании философами и эстетиками А. Шефтсбери, Дж. Локком, Дж. Аддисоном, Ф. Хатчесоном. Английская «местная поэзия», обращенная к красоте конкретного пейзажа, раннеромантические тенденции в живописи и описания китайских садов оказали влияние на П. п., так же как античные пейзажные мозаики, открытые в 18 в.
Среди форм П. п. можно выделить: ранние живописные сады, создававшиеся в небольших усадьбах, чаще всего пригородных; смешанные регулярно-живописные парки (Стоу в Англии, 1738, архитектор Уильям Кент); «англо-китайские» сады сер. 18 в., где стремление подражать естественной природе соединялось с пристрастием к экзотическим (чаще всего в китайском духе) павильонам (Кью в Англии, 1757—1762, архитектор Уильям Чеймберс; Китайская деревня в Царском Селе в России, 1782—1796, архитекторы В. И. Неелов, Чарлз Камерон); собственно ландшафтные парки, где внимание создателей сосредоточивалось на выявлении естественных свойств пейзажа (парки Ланселота Броуна в Англии); живописный сад, в котором романтизированные образы пейзажа обогащались различными по своему стилистическому характеру павильонами (Пейнсхилл в Англии; Павловск в России, 1777—1828, архитекторы Пьетро Готтардо Гонзаго, Чарлз Камерон, Винченцо Бренна).
Создание в Англии П. п. оказало огромное влияние не только на садово-парковое искусство, но также на архитектуру и градостроительство. Оно содействовало формированию нового художественного мышления, свободного от формальных схем регулярных композиций, изменяло отношение человека к природе.
|