Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ПЕРСПЕКТИВА
(фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. П. в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Термин в его современном значении возник вместе с появлением научной перспективы. В истории искусства образовались многие системы П., среди которых первостепенное значение приобрели классическая прямая линейная перспектива, сложившаяся в средние века обратная перспектива, получившая особое развитие на Дальнем Востоке воздушная перспектива. Уже в первобытную эпоху и в странах Древнего Востока искусство создало ряд условных приемов, обозначающих расположение в пространстве предметов и фигур (ярусная композиция), сочетание фронтальных и профильных видов с планами, масштабные контрасты), что подчиняло все элементы изображения символической концепции. В античном искусстве, благодаря открытиям греческих геометров и философов, развитию живописи и театрально-декоративного искусства, возникают построения, близкие к линейной перспективе: с несколькими точками схода параллельных линий, расположенными на одной вертикальной оси («рыбья кость») и даже с намечающимся главным центром проекции, т. е. с единой точкой схода (в древнеримских росписях «второго помпеянского стиля», ок. Интерес к построению пространства и объемных форм в искусстве Проторенессанса и Возрождения нашел высшее выражение в создании математически обоснованной теории и практики линейной перспективы художниками и архитекторами 15 в. (Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло). Были установлены кардинальные представления о пересечении перспективных изображений параллельных прямых в главной точке схода (и параллельных плоскостей — в линии схода), о горизонте и расстоянии между объектом и наблюдателем. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П., влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя. Ренессансные концепции линейной перспективы отражают не только представления о едином пространстве, соединяющем чувственные объекты с порождениями фантазии, но и понимание человека как микрокосма, вбирающего в себя бесконечность мира и разумность его Строения. В дальнейшем были разработаны сложные методы построения П. на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П.) и на внутренней поверхности сферы (купольная П.), на плафонах (см. Перспективная живопись). Правила П. стали одной из основ методики художественного творчества и образования. В кон. 19 — нач. 20 в. художники, осознавшие ограниченность строгих правил линейной П. (неподвижность наблюдателя, обязательность единственного центра проекции, противоречащая бифокальности зрения), — Поль Сезанн, К. С. Петров-Водкин, разработавший методику сферической П., — использовали множественность точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану и другие приемы, нарушающие жесткую систему линейной П. В 20 в. вырос интерес к «неклассическим» методам обратной П., параллельной П. и т. д. |
ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КОЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кирпич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсификац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩНИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИРКУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА |