ПЛЕНЭР
(фр. plein air, букв. — открытый воздух) — передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха; пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанную с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Черты пленэрной живописи (светлая гамма, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т. д.) можно наблюдать у живописцев Возрождения (Пьеро делла Франческа, Хуго ван дер Гус), 17 и 18 вв. (Диего Веласкес, Ян Вермеер, Франческо Гварди). Успехи пленэризма были особенно значительными в живописи 19 в., выдающиеся достижения этой поры принадлежат Джону Констеблу, Камилю Коро, художникам-барбизонцам, в России — С. Ф. Щедрину и А. А. Иванову. Последовательная, систематическая разработка живописных проблем П. связана с импрессионизмом (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др.), в котором свет и воздух приобретают для художника важнейшее самостоятельное значение. Развитию П. в русской живописи особенно способствовали В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.
П. называют также группы, собранные для коллективной работы на открытом воздухе, в естественных природных условиях.
|