ПОП-АРТ
(англ. pop art, от popular art — популярное искусство) — направление в искусстве 1950— 1960-х гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Начало П. было положено деятельностью лондонской «Независимой группы» (осн. в 1952), занимавшейся изучением имиджей (обликов) массового искусства (художники Ричард Хэмилтон, Питер Блейк, Эдуарде Паолоцци, Патрик Колфилд и др.). Однако международную известность П. приобрел в его американском варианте, представленном творчеством Роберта Раушенберга, Джэспера Джонса, Энди Уорхола, Джеймса Розенквиста, Роя Лихтенстайна, Тома Весселмана, Клааса Олденбурга. Признаки «массовой культуры» эксплуатируются П. по-разному. Иногда они вводятся в картину как прямая цитата, посредством коллажа или, фотовоспроизведения (картины Раушенберга, Уорхола, Хэмилтона); в других случаях имитируются композиционные приемы и живописная техника рекламных щитов (Розенквист, Весселман). Лихтенстайн увеличивал картинку комикса полумеханическими способами до размеров большого полотна; Клаас Олденбург создавал подобия витринных муляжей продуктов в необычных материалах и огромных размерах. В П. выразилась реакция художников на новую урбанистическую среду, наполненную имиджами массовой культуры. Этот образный мир подвергался переосмыслению в контексте собственных задач авангардистского искусства: анализ языка, его игровые преобразования, скольжение по разным регистрам знаковых систем. Заимствованный имидж помещается в иной контекст: изменяются масштаб, материал, обнажается прием или технический метод (напр., растр печати), выявляются информационные помехи (дефекты фотоснимка или оттиска). В силу этого исходный образ неизменно утрачивает первоначальную идентичность, обесценивается или обнаруживает свою изнанку, парадоксально преобразуется и иронически перетолковывается. П. ознаменовал отказ от абстракционизма и переход к концепциям нового авангардизма. Художники П. были в числе инициаторов таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайронмент, ассамблаж, видео-арт. Приемы этого направления в дальнейшем широко распространились в Европе и других регионах мира.
|