ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ
(нем. postmalerische Abstraktion, англ. post-painterly abstraction) — направление в абстрактной живописи США 1960-х гг., разновидность геометрической абстракции. Основоположник — немецкий художник Йозеф Альберс, наиболее видные представители — Элсуорт Келли, Барнет Ньюмен, Моррис Лоуис, Кеннет Ноланд, Фрэнк Стелла, Жюль Олицки. Особенность П. а. — предельное сокращение и упрощение живописной формы, которая иногда редуцируется до единственного знака (напр., узкой полосы, разделяющей ровно окрашенную поверхность в картинах Ньюмена). Элементарные конфигурации тавтологически повторяются и часто совпадают с очертаниями холста. В предельных случаях все поле полотна покрывается однотонной краской. Такое построение демонстрирует отказ от живописной репрезентации, к.-л. соотнесения форм с явлениями внешней или внутренней (субъективной) реальности, что предопределяет превращение картины в раскрашенный объект, т. е предмет самой реальности. П. а. предвосхищает минимальное искусство; иногда это направление рассматривается как проявление минимализма в живописи.
|