ПРИМИТИВ
ПРИМИТИВ (от лат. primitivus — первый, самый ранний) — памятник искусства, относящийся к раннему этапу его развития, не имеющий признаков профессионального совершенства. Интерес к П. и его особым достоинствам (художественная цельность и простота, свежесть наблюдений и образов) сложился в 18—19 вв. в результате противопоставления «наивных», «младенческих» ступеней эволюции «зрелому», «совершенному» искусству (греческая высокая классика 5 в. до н. э., Высокое Возрождение). К П. были отнесены итальянские, фламандские, немецкие и другие художники до 16 в., а также греческая архаика и искусство этрусков, а затем вообще ранние стадии искусства каждого народа и первобытное искусство после его открытия. В 20 в. эстетика П. связывается в основном с искусством самоучек («наивное искусство») и любителей («искусство воскресного дня»): эта обширная область художественного творчества, отличная от народного искусства с его глубокими традициями и от «ученого» искусства с его профессиональной школой, включает бытовой портрет и родственные ему произведения непрофессиональных художников 18—19 вв., самодеятельное искусство и произведения «наивных» художников 19—20 вв., не получивших профессионального образования, но сыгравших важную роль в развитии искусства новейшего времени. Анри Руссо, Камиль Бомбуа во Франции, Нико Пиресманашвили в Грузии, Иван Генералич, Франьо Мраз в Хорватии, Хорас Пипин, Анна Мэри Робертсон («бабушка Мозес») в США, благодаря яркой самобытности образов и выразительных средств, не знакомых профессиональному искусству, заняли видное место в художественной культуре своего времени и заметно повлияли на ее развитие. Ср. Наивное искусство.
|