ПРИМИТИВИЗМ
ПРИМИТИВИЗМ (от примитив) — направление в изобразительном искусстве кон. 19—20 вв.: программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива, наивного искусства. Образцами для П. стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки, архаика, раннее средневековое искусство, народное искусство, детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Возникновение и развитие П. были вызваны неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, равно как изощренного элитарного искусства. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания, хотя П. являлся на деле одним из вариантов сложного и зачастую иронического искусства авангардизма. Черты П. присущи творчеству Поля Гогена и группы «наби», ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс, Альбер Марке, Морис Вламинк), дадаизма (Марсель Дюшан, Франсиско Пикабия) во Франции, польского живописца Тадеуша Маковского, бразильской художницы Тарсилы ду Амарал, в России участников выставок «Голубая роза» (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. 3. Шагал), «Новое общество живописцев» (С. Я. Адливанкин, М. С. Перуцкий).
|