ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО — художественное движение в культуре советской России 1920-х гг., ставившее своей задачей соединение искусства с ремеслом, материальным производством на базе современной промышленной техники. В 1918—1921 гг. П. и. было непосредственно связано с «левыми» течениями изобразительного искусства. Критикуя отрыв искусства от производства, происшедший в результате капиталистической индустриализации, деятели П. и. (Б. И. Арватов, О. М. Брик, А. М. Ган, Н. М. Тарабукин, Н. Ф. Чужак) вынашивали романтические утопические идеи преобразования всей предметной среды на началах социальной целесообразности, растворения искусства в жизни и преобразования жизни средствами П. и. Новую архитектуру, современные типы жилых и общественных зданий, мебели, оборудования, одежды «производственники» считали важнейшими средствами ликвидации буржуазно-мещанских вкусов, взглядов, привычек. Основная группа «производственников» порвала в 1921 г. с абстрактным формотворчеством, перейдя к практической работе для производства, внедряя в архитектуру, промышленное и оформительское искусство художественные принципы конструктивизма; особенно важной была роль П. и. в разработке и внедрении методов дизайна. С П. и. связаны опыты обновления производства мебели (А. М. Ган, В.Е. Татлин, А. М. Родченко), текстиля и одежды (Л- С. Попова, Ф. Степанова, В. Е. Татлин), по лиграфии (А. М. Ган, Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко), оформления выставок (Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, К. И. Рождественский, братья В. А. и Г. А. Стенберги). В соответствии с установками П. и. была разработана педагогическая программа Вхутемаса.
|