Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ПРОМЫСЕЛ
Художественная жизнь в народном П. формировалась и развивалась под влиянием культурных центров — больших и малых русских городов, чему способствовали торговые отношения, ярмарки; это наложило на нее особую печать самобытности, вырабатываемой в синтезе сельской и городской культуры (холмогорская резьба по кости, великоустюжская чернь, шемогодская прорезная береста). П. мог охватывать население уезда, или одной деревни, или куста деревень. Всегда основанный на ручном труде, неоднородный по социальной основе: монастырский, посадский, сельский, всегда привязанный к конкретному месту, П. отражает историко-культурные особенности края; тем не менее он подвижен в распространении. Характерны, напр., росписи изб в Архангельской обл., производимые «кочующей» артелью костромских мастеров, или отхожий сезонный П. Городецких корабельных мастеров, в свободное от плавания по Волге время украшавших избы глухой рельефной резьбой по всему Нижегородскому краю и, шире, по Средней и Верхней Волге. П. узорной набойки (ивановский, костромской, вологодский) основывался на заказах и на материале (домотканое полотно), собираемых мастерами по деревням. Постоянный П., не связанный с сезонной отхожей работой, охватывал, как правило, мастеров, работающих дома в свободное от сельских работ время (ковроткачество в Курской, Воронежской, Тульской обл., гончарный промысел). П. может осуществляться в мастерских (хохломская роспись токарной посуды с горячей обработкой или ювелирный красносельский П.). Уже со 2-й пол. 17 в., когда русское декоративно-прикладное искусство переживало расцвет, происходит бурное развитие народных П.: это изразцовое производство, резьба и роспись по дереву, плетение кружев, ткачество, гончарное, серебряное дело и др. Творчество народных мастеров достигает уровня высокого искусства. Профессионализм народных мастеров всегда включал нравственное чувство, воспитанное на отношении к труду, на ответственности за лицо промысла, за качество выпускаемых изделий, за традицию, передаваемую из поколения в поколение как народное достояние. Оригинальная для каждого промысла технология, ремесленные навыки труда, приемы и методы работы, художественная система, мотивы, образы, связанные с ними духовные переживания и представления — все это в целом формировало школы народных П. и их традиции. П. возникали и получали широкое распространение больше там, где земля была малоплодородной и население нуждалось в дополнительных доходах. Такими были Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Владимирская и другие губернии. Быстрый рост производительных сил в нач. 18 в. приводит к возникновению мануфактур, развитию фабричной промышленности, что к сер. 19 в. экономически подорвало П. Однако народный П. как структура гибкая, подвижная быстро реагирует на новые запросы времени, а именно во 2-й пол. 19 в., когда мелкие П. быстро поглощаются фабричным и заводским производством, развиваются новые, художественно оригинальные, как Городецкая роспись (Нижегородская губ.), ракульская и борецкая роспись (Архангельская губ.), игрушечные П. (богородский и др.). Этот процесс происходил наряду со снижением качественного уровня изделий в результате внедрения фабричных методов в старые П., что несло дробление производственных операций, подавление творческого начала (семеновский ложкарный П., ювелирный красносельский П.); тем не менее в этом случае сохранялся «дух ремесла». После Переломный период в истории народных П. относится к 1970-м гг. В теории и практике в процессе острых дискуссий утверждается ценность традиций народного искусства как части духовной культуры. Возрождаются некоторые традиционные П., напр. гончарство, гончарная и резная деревянная игрушка; стихийно возникают новые П. Уникальным явлением стал Полх-Майдан (Нижегородская обл.), где население (800 дворов) занимается росписью токарных изделий. Изменения в хозяйственной и культурной жизни страны в 1980— 1990-х гг. открыли народным П. новые возможности восстанавливать свою структуру творчества, но и приносят новые творческие и производственные проблемы. Сейчас в России существует более 250 центров народно-художественных П. (1990). |
ПАВИЛЬОН ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ ПАВОЛОКА ПАГОДА ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА ПАДУГА ПАЙЛОУ ПАЛАС ПАЛАТА ПАЛАТЫ ПАЛАЦЦО ПАЛЕСТРА ПАЛЕТКА ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА ПАЛИТРА ПАЛИЦА ПАЛЛАДИАНСКИЙ МОТИВ ПАЛЛАДИАНСТВО ПАЛЬМЕТТА ПАМЯТНИК ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ПАНАГИЯ ПАНДА ПАНДАТИВ ПАНДЖАРА ПАНДУС ПАНЕЛЬ ПАНИКАДИЛО ПАННО ПАНОРАМА ПАНТЕОН ПАНТОГРАФ ПАПЕРТЬ ПАПИРУС ПАПИРУСОВИДНАЯ КОЛОННА ПАПЬЕ-МАШЕ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПАРАПЕТ ПАРИАН ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ПАРКЕТ ПАРСУНА ПАРТЕР ПАРТИЙНОСТЬ ПАРУС ПАРЧА ПАСПАРТУ ПАССАЖ ПАСТЕЛЬ ПАСТОЗНОСТЬ ПАСТОРАЛЬ ПАТИНА ПАТИНИРОВКА ПАТИНИРОВКА ПАТИО ПАХСА ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ПЕКТОРАЛЬ ПЕЛЕНА ПЕЛИКА ПЕНСИОНЕР ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ПЕРГАМЕНТ ПЕРГОЛА ПЕРЕВОД ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ПЕРЕДВИЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ПЕРЕПЛЁТ ПЕРИПТЕР ПЕРИСТАСА ПЕРИСТИЛЬ ПЕРО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕЛЬЕФ ПЕРФОРМАНС ПЕТРОГЛИФЫ ПЕТТЕНКОФЕРИРОВАНИЕ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕШТАК ПИАЛА ПИГМЕНТ ПИКСИДА ПИКТОГРАФИЯ ПИЛОН ПИЛЯСТРА ПИНАКЛЬ ПИНАКОТЕКА ПИНАКС ПИРАМИДА ПИРОН ПИСАНКА ПИТТУРА КОЛЬТА ПИФОС ПЛАВЬ ПЛАКАТ ПИСАНИЦЫ ПЛАКЕТКА ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА ПЛАН ПЛАНЫ ПЛАСТИКА ПЛАСТИЛИН ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОСТЬ ПЛАТЕРЕСКО ПЛАФОН ПЛАЩАНИЦА ПЛЕНЭР ПЛЕТЁНЫЙ ОРНАМЕНТ ПЛИНТ ПЛИНФА (греч. plinthos — кирпич) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПЛОЩАДЬ ПЛЮР (фр. pelure) ПОВАЛ ПОВАЛУША ПОВТОРЕНИЕ ПОДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ ПОДДЕЛКА, фальсификац ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ ПОДЗОР ПОДИУМ ПОДКЛЕТ ПОДЛИННИК ПОДМАЛЁВОК ПОДПИСЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАМНИК, подрамок ПОДУШКА ПОЗДНЯЯ ГОТИКА ПОЗИРОВАТЬ ПОЗОЛОТА ПОКРОВ ПОЛИВА ПОЛИГРАФИЯ ПОЛИПТИХ ПОЛИХРОМИЯ ПОЛИЦА ПОЛКА ПОЛНЫЙ ОРДЕР ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТНО ПОЛОЧКА ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ПОЛУКОЛОННА ПОЛУКРУГЛОЕ ОКНО ПОЛУТЕНЬ ПОЛУТОН ПОЛУФАЯНС ПОЛУФРОНТОН ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНОЕ ОКНО ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ ПОНДЕРАЦИЯ ПОНОВЛЕНИЯ, записи ПОП-АРТ ПОРЕБРИК ПОРТАЛ ПОРТАЛ театральный, портал сцены ПОРТАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС ПОРТИК ПОРТРЕТ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПОСТАМЕНТ ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОТИР ПОТАЛЬ ПОЧЕРНЕНИЕ ПОЧЁТНЫЙ ВОЛЬНЫЙ ОБЩНИК ПОЯСОК, л и с т е л ь ПРАДАКШИНАПАДХА ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН ПРАНГ ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН ПРАТИКАБЛЬ ПРАЧЕДИ ПРЕДЕЛЛА ПРЕДРОМАНТИЗМ ПРЕКРАСНАЯ МАДОННА ПРЕКРАСНОЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ ПРЕСБИТЕРИЙ ПРЕССОВАННОЕ СТЕКЛО ПРЕСТОЛ ПРИДЕЛ ПРИЁМ ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИМИТИВ ПРИМИТИВИЗМ ПРИПОРОХ ПРИСТАВНАЯ КОЛОННА ПРИТВОР ПРИЧЕЛИНА ПРОБЕЛКА ПРОБНЫЙ ОТТИСК ПРОГРАММА ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА ПРОЕКТ ПРОЕКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОМЫВКА ПРОМЫСЕЛ ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОНАОС ПРОПИЛЕИ ПРОПИСИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЦИРКУЛЬ ПРОПОРЦИЯ ПРОРИСЬ ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН ПРОСКЕНИЙ ПРОСПЕКТ ПРОСТИЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА ПРОСТРАНСТВО ПРОТОМА ПРОТОРЕНЕССАНС ПРОФИЛИ ПРОФИЛЬ ПРЯМАЯ РУБКА ПРЯМОЙ НАБОР ПСЕВДОГОТИКА ПСЕВДОДИПТЕР ПСЕВДОПЕРИПТЕР ПСЕВДОСТИЛИ ПСИКТЕР ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПУАНТИЛИЗМ ПУНКТИР ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА ПУНКТИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА ПУНСОН ПУРИЗМ ПУТТИ ПУЧОК КОЛОНН ПУЭБЛО ПЬЕДЕСТАЛ ПЬЕТА ПЯДНИЧНЫЙ ЧИН ПЯТА |