ПЬЕДЕСТАЛ
ПЬЕДЕСТАЛ (фр. piedestal, от ит. piedestallo, от piede — нога и stallо — место) — оформленное художественными архитектурными средствами подножие скульптуры (статуи, группы, бюста), колонны, обелиска, вазы и т. д. П. может входить в архитектурную композицию как ее неотъемлемая часть (П. под колоннами многих древнеримских построек), составлять единую композицию со скульптурным или архитектурным памятником (П. по проекту А. Н. Воронихина для памятника А. В. Суворову в Санкт-Петербурге, 1799—1801). П. может иметь геометрически правильные формы (параллелепипед, цилиндр и т. д.), архитектурные ордерные элементы, рельефы, надписи; известны и П. произвольных форм (напр., в виде необработанного камня — «гром-камень», П. памятника Петру I в Санкт-Петербурге, 1768—1778, скульптор Этьенн Морис Фальконе). Возможен также скрытый, неакцентированный П., если авторы произведения стремятся представить композицию, как бы прямо вырастающую из земли. Ср. также Постамент, Цоколь. В архитектуре П. — одна из трех (наряду с колонной и антаблементом) частей ордера: профилированная опора для колонн. П. не характерен для памятников античной Греции. Он может отсутствовать и в ордере более поздних эпох; в этом случае ордер называется неполным ордером. П., образующие отдельные четырехгранные опоры для каждой колонны, называются изолированными П. Из всех трех частей ордера П. имеет наиболее изменчивую относительную высоту (максимум — 1/3 высоты колонны). В разработанном виде состоит из трех частей: основная часть, имеющая в изолированном П. форму параллелепипеда, называется телом П., или стулом; выступающая часть, венчающая стул, называется карнизом П., выступ снизу — цоколь П. (самая простая его форма — плинт). В архитектурно-теоретических трактатах эпохи Возрождения разрабатывались варианты П. для каждого ордера: от наиболее приземистых для тосканского ордера до наиболее высоких для коринфского и композитного.
|