Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ШЕМОГОДСКАЯ РЕЗЬБА


ШЕМОГОДСКАЯ РЕЗЬБА тра­диционный русский народный худо­жественный промысел резьбы по бе­ресте. Город Великий Устюг в Воло­годской обл. крупнейший центр производства резных берестяных из­делий. Промысел возник здесь во 2-й пол. 18 в. и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В 18—19 вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакер­ки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами, аллегорическими фигурами. Многие из них были подписаны; сохранились произведения великоустюжских мас­теров 19 в. Ивана Усова и Степана Бочкарева. Постепенно резные изо­бражения становились менее рельеф­ными, более орнаментальными, ажур­ными, в чем сказалось влияние се­верной резьбы по кости. С сер. 19 в. промысел стал расширяться: изготов­лять берестяные изделия начали так­же в деревнях Шемогодской волости (Курово-Наволок, Погорелово, Кра­савино и др.). Родоначальником про­мысла в д. Курово-Наволок стал И. А. Вепрев, основатель династии резчиков, организовавший в детском приюте школу резьбы по бересте. В кон. 19 в. формируются основные стилевые особенности Ш. р.: ажур­но-орнаментальные мотивы, закру­ченные спиралью завитки с розеткой внутри и пышными ответвлениями волнистых побегов. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бере­сту подкладывались фольга или цвет­ная бумага. «Вепревская берестяная вязь» на многие годы определила стиль Ш. р. В 1918 г. резчики объ­единились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Ху­дожник»). В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при Шемогодском мебельном комбинате. После неудачных «новаций» 1950— 1960-х гг. промысел вновь начинает активно развиваться. В 1972 г. А. Е. Маркова последовательница вепревской традиции создала при фабрике художественных кистей цех резьбы по бересте, выпускающий су­венирные туеса, коробочки, музы­кальные шкатулки. В 1981 г. созда­ется художественно-производствен­ный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

ШАБЕР ШАМАИЛЬ ШАМОТ ШАМСА ШАНЛЕВЕ ШАНЬ-ШУЙ ШАРЖ ШАТЁР ШАХРИСТАН ШЕБЕКЕ ШЕДЕВР ШЕДУ ШЕЙКА ШЕЛКОГРАФИЯ ШЕМОГОДСКАЯ РЕЗЬБА ШЕРАТОН ШИКХАРА ШИНУАЗРИ ШИРДАК ШИТЬЁ ШЛЕМ ШЛИФОВКА ШМУЦТИТУЛ ШПАЛЕРЫ ШПАТЕЛЬ ШПИЛЬ ШПУНТ ШРАФФИРОВКА ШРИФТ ШТАМПОВКА ШТЕМПЕЛЬ ШТИХЕЛЬ ШТРИХ ШТРИХОВКА ШТУДИЯ ШУФА

версия для печати