ЭКСПЕРТИЗА
ЭКСПЕРТИЗА (фр. expertise, от лат. expertus — опытный) — исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований; состоит из трех частей: атрибуции (искусствоведческой Э.), технико-технологической и маркетинговой (рыночной) Э. Задачей атрибуции (визуальной) является в первую очередь определение авторства и периода исполнения работы в рамках творчества конкретного мастера, а при невозможности этого — эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архивные изыскания, иконографический и стилистический анализ. В связи с постоянно расширяющейся и индустрией подделок на одно из первых мест выдвигается задача определения подлинности, т. е. соответствия сознательно приписываемого или предполагаемого авторства истинному.
Технико-технологическая Э. проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, графологами, а при необходимости — представителями других точных наук. В их задачу входит определение с помощью специальной аппаратуры сохранности и подлинности произведения путем анализа красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный индивидуальный художественный почерк (это, в частности, позволяет сделать сопоставление рентгенограмм), естественности кракелюра и прочих признаков старения. Э. дает возможность выявлять первоначальный вид произведения, а также поздние неавторские вмешательства (реставрации, записи, дописки, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя и лака подписи, монограммы, даты и пр.). Применяются различные методы анализа, самыми распространенными из которых являются рентгенологическое исследование,исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах и микрохимический и спектральный анализы. При Э. изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства к традиционным задачам эксперта добавляется определение подлинности клейм, штампов, проб, личных печатей мастера, химического состава металлов, качества камней и их массы в каратах. Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной ценности произведения делается на основании сопоставления результатов атрибуции и технико-технологической Э. Опираясь на точную атрибуцию и заключение о безусловной подлинности, возможно проводить маркетинговую Э., дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент Э. Маркетинговая Э. проводится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учетом особенностей регионального рынка (см. Индекс) и конкретных художественных и прочих достоинств и недостатков произведения. В странах с развитым художественным рынком эксперт несет личную ответственность перед законом. Правом выдавать экспертные заключения (сертификаты) обладает ограниченный круг специалистов, имеющих лицензию и личную печать.
|
|
ЭДИКУЛА
ЭЙВАН
ЭКЛЕКТИЗМ
ЭКЛЕКТИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
ЭКОРШЕ
ЭКСЕДРА
ЭКСЛИБРИС
ЭКСПЕРТИЗА
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ЭКСПОЗИЦИЯ
ЭКСПОНАТ
ЭКСПОНЕНТ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ АРКА
ЭМАКИМОНО
ЭМАЛЬ
ЭМБЛЕМА
ЭМПОРЫ
ЭНВАЙРОНМЕНТ
ЭНКАУСТИКА
ЭНТАСИС
ЭПИГРАФИКА
ЭПИСТИЛЬ
ЭПИЧЕСКОЕ
ЭРКЕР
ЭРРЕРЕСКО
ЭСКИЗ
ЭСКИЗНОСТЬ
ЭСТАМП
ЭСТЕТИЗМ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭСТИПИТЕ
ЭТИКЕТАЖ
ЭХИН
ЭТЮДНИК
|