Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ЭМАЛЬ
Основой ювелирной (горячей) Э. служит стекло, пигментированное примесью окисей металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компактные) Э прозрачность придает Э. окись свинца в эмалевом составе, непрозрачность — окись олова. Как область декоративно-прикладного искусства Э. издавна служит для украшения небольших металлических изделий, выполнения небольших композиций (которыми часто украшались ритуальные сооружения — алтари, реликварии), миниатюрных портретов и т. д. По способу выполнения и закрепления на поверхности металла различают выемчатую Э. (шанлеве), заполняющую углубления, выполненные в металле резьбой, отливкой или штамповкой; перегородчатую Э. (клуазоне), заполняющую ячейки между узкими металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность изделия и образующими контур узора, прозрачную (просвечивающую) Э. — с просвечиванием поверхности металла, украшенной чеканным, литым или резным рельефом, гравировкой, где различная толщина слоя Э. создает живописный эффект и градацию оттенков, Э. по скани (филиграни), заполняющую промежутки между металлическими нитями; расписную (живописную) Э. — живопись цветными Э. на металле либо роспись огнеупорными эмалевыми красками по поверхности изделия, покрытой глухой Э. Небольшие металлические изделия, декорированные Э., также называются Э Наиболее ранние из известных Э. возникли в Древнем Египте. Классический памятник ранней европейской перегородчатой Э. — декор алтаря церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, 9 в.). Высокого расцвета достигло искусство перегородчатой Э. на золоте в Византии в 10—12 вв.; его влияние сказалось в грузинских и русских Э. 11—13 вв. К нач. 12 в. в Европе сложились школы перегородчатой и выемчатой Э.-— маасская в долине реки Маас в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер, Николай из Вердена), рейнская с центром в Кёльне (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус), лиможская во Франции: в кои. 15 — 1-й пол. 16 в. эмальеры Лиможа перешли к ренессансной росписи непрозрачными эмалевыми красками (в т. ч. гризайлью) по эмалевому фону. В Китае, где Э. известна с 7 в., в 14—17 вв. наступил рас цвет декоративного искусства перегородчатой Э. В России получила яркое развитие многоцветная прозрачная Э. по скани (16—17 вв., Москва), живописная усольская эмаль (17 в., Сольвычегодск), расписная «финифть» —ростовская эмаль (18 в.. Ростов Великий), портретная эмалевая миниатюра (18 в.): мастера Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов; краски из отечественных материалов разработал М. В. Ломоносов. Новый подъем искусства Э. наступил в 20 в. (ювелирные изделия стиля модерн, работы художников многих стран, в т. ч. в России, Закавказье, на Сред нем Востоке). Э. называют также непрозрачную глазурь на керамике, белую или цветную, особенно характерную для майолики. |
ЭДИКУЛА ЭЙВАН ЭКЛЕКТИЗМ ЭКЛЕКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОРШЕ ЭКСЕДРА ЭКСЛИБРИС ЭКСПЕРТИЗА ЭКСПЛИКАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОНАТ ЭКСПОНЕНТ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИЯ ЭЛЛИНИЗМ ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ АРКА ЭМАКИМОНО ЭМАЛЬ ЭМБЛЕМА ЭМПОРЫ ЭНВАЙРОНМЕНТ ЭНКАУСТИКА ЭНТАСИС ЭПИГРАФИКА ЭПИСТИЛЬ ЭПИЧЕСКОЕ ЭРКЕР ЭРРЕРЕСКО ЭСКИЗ ЭСКИЗНОСТЬ ЭСТАМП ЭСТЕТИЗМ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭСТИПИТЕ ЭТИКЕТАЖ ЭХИН ЭТЮДНИК |